TelecomTV — универсальная масштабируемая платформа предоставления мультимедийных услуг

BCC вошла в пятерку лидеров в предоставлении ИТ-услуг (Рейтинг РА «Эксперт» — «Российские ИКТ, 2010»)

Виртуализация приложений — новый уровень реализации терминального доступа к корпоративным приложениям и данным

BCC: терминальный доступ на целлюлозно-бумажном комбинате (Сетевой журнал)

Источник информации: http://www.setevoi.ru/IT/2_9`2004.html

Компания BCC, входящая в десятку крупнейших системных интеграторов России, является единственным в нашей стране Платиновым партнером фирмы Citrix – разработчика систем терминального доступа MetaFrame. В июньском номере мы уже рассказывали о проекте BCC по внедрению решения на основе Citrix MetaFrame, выполненном для группы "АльфаСтрахование". Там специалисты компании организовали терминальный доступ в распределенной сети, раскинувшейся по всей территории страны и активно использующей для связи интернет-каналы, обеспечив при этом адекватную защиту информации.

Проект, о котором пойдет речь в этой статье, также заключался в реализации терминального доступа, хотя и не в столь глобальных масштабах: сеть заказчика – Соломбальского ЦБК (целлюлозно-бумажного комбината) – охватывает только его территорию и является полностью внутренней. Однако территория эта огромна, и именно с ее размерами была связана основная проблема, которую удалось решить с помощью терминального ПО Citrix.

Задача

В Архангельске есть два ЦБК: один находится в самом городе, другой – на острове Соломбала. Соломбальский комбинат – меньший из двух, но и он занимает несколько гектаров. Многие его производственные цеха удалены друг от друга и от административного корпуса на значительное расстояние.

На предприятии эксплуатируется единая корпоративная ИС на базе ПО компании "Галактика" и ряд других приложений. Рабочие места сотрудников, которым необходим доступ к системе, расположены по всей территории комбината. При этом локальная сеть (Ethernet 10/100 Мбит/с) охватывает только административное здание и ближайшие корпуса; к ней подключено около 150 клиентских машин. Подключение остальных пользователей осуществлено ADSL-каналами "точка – точка". Скорость передачи данных по ним не так уж мала – примерно 2 Мбит/с (хотя чем длиннее линия, тем она ниже), но и этого не во всех случаях достаточно. Дело в том, что приложения с клиент-серверной архитектурой очень требовательны к пропускной способности линий связи – ведь в процессе работы клиент и сервер постоянно посылают друг другу запросы и отчеты, часто значительного объема. А поскольку деятельность ЦБК расширялась, через сеть передавалось все больше данных, и в какой-то момент каналы стали ощутимо "тормозить" работу приложений.

С использованием на комбинате клиент-серверных приложений была связана и еще одна довольно неприятная проблема. При переходе на новую версию ПО необходимо обновлять не только серверную, но и клиентскую часть программы. Установить пакет модернизации на всех рабочих местах – очень трудоемкая работа даже тогда, когда они сосредоточены в одном здании. Что же говорить о ЦБК, где сотрудники ИТ-подразделения для обновления ПО должны были объехать (или обойти пешком) огромную территорию, и часто не один раз. Кроме того, существует общий закон: каждая следующая версия программы требует более мощной машины, чем предыдущая. Для клиентской части приложения это справедливо точно так же, как и для серверной, и в результате парк персональных компьютеров на ЦБК приходилось менять примерно раз в три года.

Чем дальше, тем терминальнее

Желанный выход ИТ-специалисты ЦБК видели во внедрении терминального доступа: он позволял и решить проблему недостаточной пропускной способности каналов связи, и радикально упростить обновление программ, и многократно продлить срок службы машин, установленных на рабочих местах сотрудников.

При выборе терминальной системы ЦБК рассматривал два основных варианта – стандартное ПО, входящее в поставку каждого сервера для MS Windows, и ПО компании Citrix. Первое решение обошлось бы значительно дешевле, однако оно не обладает некоторыми дополнительными возможностями, которые предлагает Citrix и в которых был заинтересован комбинат. Главную роль здесь сыграли улучшенный набор функций управления печатью и более совершенный механизм управления системой терминального доступа в целом. Citrix позволяет эксплуатировать несколько терминальных серверов в режиме распределения нагрузки, а значит, строить отказоустойчивые масштабируемые решения на сравнительно недорогой аппаратной платформе. В MS Windows соответствующие средства намного беднее.

Последовательность перехода на терминальный доступ была определена с таким расчетом, чтобы первыми подключить удаленные точки, находящиеся на наибольшем расстоянии от административного здания. Это позволяло максимально сократить километраж "прогулок" системных администраторов в производственные цеха. В ряде таких точек компьютеры достигли стадии физического износа и подлежали замене; вместо них было решено установить не новые ПК, а специализированные терминалы.

Внедрение

Поскольку ИТ-специалисты ЦБК оценивали свою квалификацию как недостаточную для внедрения системы на основе Citrix MetaFrame, комбинат обратился в компанию BCC, которая в ту пору была единственным Золотым партнером Citrix в России; теперь же, как мы упомянули в начале статьи, она стала ее Платиновым партнером. Citrix присваивает компаниям эти высокие статусы на основании множества критериев, но главным из них является, конечно же, опыт, подтвержденный большим количеством успешных внедрений. У BCC их больше, чем у любой другой российской компании.

Схема внедрения отличалась от привычной. Представитель ВСС приехал на ЦБК и, изложив его руководству суть решения и технологии ведения проекта, приступил к тестовым испытаниям. Для их проведения он установил в сети комбината ознакомительную версию Metaframe Presentation Server, а на этом сервере – все прикладные программы, с которыми работали сотрудники предприятия. По итогам тестирования, занявшего неделю, заказчику был представлен подробный отчет о технической и экономической целесообразности применения терминальных технологий в ИС комбината, а также сравнительный анализ моделей Citrix и "клиент – сервер". Так, в тестовых замерах расчет остатков в системе "Галактика" при использовании терминального доступа занял в четыре с лишним раза меньше времени, чем в клиент-серверной модели (8 с вместо 36 с), а скорость формирования месячного отчета по целлюлозе различалась почти в восемь раз (36 с и 4 мин. 47 с).

После того как руководство ЦБК на основе полученной информации дало добро на внедрение терминальных технологий Citrix, специалисты BCC в очень короткие сроки установили лицензионное серверное ПО и начали подключение рабочих мест. Но основную работу по подключению выполняли уже сотрудники ИТ-подразделения ЦБК, прошедшие обучение у специалистов BCC на начальной стадии проекта; по сложным вопросам они консультировались (и консультируются до сих пор) с BCC по телефону или электронной почте.

На этом этапе в центральном здании был установлен терминальный сервер с ПО Citrix Metaframe Presentation Server, способный одновременно обслужить до 70 пользователей. В отношении клиентских рабочих мест применялось два подхода: на относительно новые ПК устанавливалось клиентское ПО Citrix, а устаревшие заменялись терминалами HP Compaq T5300 с операционной системой Windows CE.NET/IE. Остальное оборудование, каналы связи и прикладное ПО остались теми же, что и раньше. Все работы по подключению нескольких десятков пользователей заняли менее месяца.

Результаты и перспективы

С точки зрения пользователя в работе программ почти ничего не изменилось. Первоначальный запуск приложений происходит несколько дольше за счет времени на установление связи с терминальным сервером, зато работают они теперь значительно стабильнее и быстрее, при этом разница особенно заметна в удаленных точках с низкоскоростными каналами. Что касается ИТ-специалистов, то терминальный доступ серьезно облегчил им жизнь, избавив их от необходимости обновлять локальное ПО на тех рабочих местах, которые были переведены в терминальный режим. Таким образом, возросла производительность труда как обычных пользователей ИС, так и сотрудников ИТ-подразделения.

Поскольку все логические операции выполняются на отказоустойчивых серверах, повысилась общая надежность информационной системы. Возросла и ее информационная безопасность, хотя необходимости в специальных механизмах защиты (в отличие от проекта для "АльфаСтрахования") в данном случае не было.

ИТ-директор комбината Артем Глекель так резюмировал итоги проекта: "Внедрение комплексной ИT-системы по проекту ВСС позволило Соломбальскому ЦБК оптимизировать работу информационной инфраструктуры, снизить затраты на поддержку пользователей, уменьшить требования к каналам связи, а также ускорить работу пользовательских приложений в полтора-два раза. Основным преимуществом, которое предоставило внедрение технологии "тонкого клиента", стало решение задач, требующих обмена данными большого объема между сервером базы данных и клиентом. Важно отметить, что предложенное ВСС решение позволило избежать изменений в прикладном ПО, в топологии сети, а также в аппаратной части сетевого, серверного и пользовательского оборудования".

В настоящее время на терминальный доступ переведены только компьютеры в удаленных точках. На машинах, подключенных к Ethernet-сети, по-прежнему работает локальное клиентское ПО: они – последние на очереди, поскольку пропускная способность сети достаточна, а системному администратору не очень сложно до них дойти. Когда же через год-полтора эти машины с точки зрения клиент-серверной архитектуры устареют, их не заменят, а начнут использовать в режиме терминала.

Для компании BCC данный проект очень интересен как типовой – ведь проблемы, возникшие на Соломбальском ЦБК, являются общими почти для всех крупных производств. Они связаны с тем, что нужно обеспечить присутствие в корпоративной ИС цехов, которые находятся хотя и на территории, но слишком далеко для локальной сети. Терминальный доступ помогает эффективно решить эту задачу, поэтому большие промышленные предприятия – весьма перспективный рынок для систем терминального доступа вообще и решений Citrix в особенности.