Виртуализация приложений — новый уровень реализации терминального доступа к корпоративным приложениям и данным

Центр обработки данных обеспечивает непрерывность бизнес-процессов и повышает коэффициент доступности

TelecomTV — универсальная масштабируемая платформа предоставления мультимедийных услуг

Валерий Липкин: Рынок ИТ-консалтинга в России пока не отличается особым разнообразием (CNews)

Источник информации: http://www.cnews.ru/consulting/int/bcc/

На вопросы CNews.ru отвечает Валерий Липкин, президент компании BCC.

CNews.ru: Чем, на ваш взгляд, обусловлена интенсификация развития российского ИТ-консалтинга в последние годы? Какие факторы стимулируют рост этого рынка в настоящий момент?

Валерий Липкин: Интенсификация развития российского ИТ-консалтинга обусловлена значительным ростом экономики. Опережающими темпами сейчас развиваются высокотехнологичные отрасли (например, телекоммуникации) и ряд базовых отраслей (добывающая, финансовые и т.п.). Предприятия здесь работают в условиях жесткой конкурентной борьбы, и преимущество получают те из них, кто наиболее эффективно организует свои внутренние бизнес-процессы. Причем, при имеющихся в настоящее время масштабах и объемах производства, эти бизнес-процессы нуждаются в переработке и генерации такого количества информации, которое можно обеспечить только путем использования современных достижений в области информационных технологий, как на техническом, так и организационно-управленческом уровне, что в последнее время наиболее значимо. Еще одним фактором, стимулирующим рост рынка ИТ-консалтинга, является тот факт, что в течение последних 3-4 лет постепенно происходит переход от экстенсивного способа развития ИТ (более мощное оборудование, новые программы…) к концептуально новому подходу к организации деятельности ИТ-службы, идеологии управления информационными сервисами. И естественно, что необходимость внедрения в жизнь новых методологий и подходов требуют наличия на рынке квалифицированных консультантов, специализирующихся на подобной деятельности.

CNews.ru: По вашим наблюдениям, какие сервисные направления на отечественном рынке ИТ-консалтинга развиваются наиболее активно?

Валерий Липкин: Сейчас рынок ИТ-консалтинга в России только начинает по-настоящему развиваться и в силу этого не отличается особым разнообразием. Наиболее заметные консалтинговые проекты сосредоточены в двух областях: внедрение информационных систем планирования и управления производством (ERP-системы, к которым можно с определенными оговорками отнести и системы автоматизации банковской деятельности), а также внедрение методологии управления информационными услугами. Хотя надо отметить и еще ряд важных, но пока менее распространенных направлений. Это консалтинг в сфере информационной безопасности, аудит деятельности ИТ-служб, разработка концепций развития информационных технологий. Очевидно, что эти виды консалтинга сейчас менее востребованы из-за кажущейся их вторичности — с точки зрения экономической эффективности подобного рода проектов. В первую очередь руководители ИТ-отделов стараются решать стоящие перед ними относительно краткосрочные задачи. Однако, при дальнейшем ужесточении требований к качеству и количеству необходимых бизнесу информационных услуг, перечисленные виды консалтинга станут более востребованными.

CNews.ru: Какая доля приходится на ИТ-консалтинг в вашем обороте? Насколько она выросла по сравнению, например, с показателями двухлетней давности?

Валерий Липкин: Считая направление ИT-консалтинга одним из ключевых в бизнесе компании, BCC в прошедшем году значительно усилила его, расширив спектр своих предложений. По результатам 2003 года доход от консалтингового направления составил около 6% от общего дохода компании. При этом показатели консалтингового подразделения увеличились примерно на 80% по сравнению с предыдущим годом.

CNews.ru: Как, по вашим наблюдениям, изменяется спрос на предлагаемые вами ИТ-услуги в отраслевом разрезе?

Валерий Липкин: Если рассматривать сегодняшний рынок системной интеграции, то можно отметить увеличение доли интеллектуальных услуг (консалтинг, аудит, ИТ-аутсорсинг) и комплексных проектов. Такая тенденция объективно вытекает из общего подъема рынка, усиления конкуренции в различных отраслях экономики. Сегодня речь идет об интеграции на уровне основного бизнеса, ключевых производственных и управленческих процессов. Первичная информация накапливается катастрофическими темпами, количество ее источников также растет, но использование этого информационного богатства для принятия управленческих решений зачастую крайне неэффективно.

Современная рыночная ситуация требует от компаний не отдельных мероприятий по использованию информационных технологий в управлении, а разработку комплексной стратегической программы развития ИТ и ее привязки к общей бизнес-стратегии предприятия. При этом необходимым условием развития ИТ-инфраструктуры предприятия является наличие точных и независимых данных о ее состоянии. И многие заказчики BCC уже начинают это понимать.

CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы распространения в России метода ITSM? Ваши коллеги утверждают, что ему нет и не может быть альтернативы. Разделяете ли вы эту точку зрения?

Валерий Липкин: Метод, а точнее — методология ITSM для нашего ИТ-рынка является относительно новой концепцией, предлагающей рассматривать ИТ-службу в качестве самостоятельной организации, занимающейся поставкой своим клиентам определенных информационных сервисов. Такой подход, во-первых, позволяет применять к этой деятельности критерии, применяемые обычно в любой сервисной компании, а именно — критерии качества поставляемых услуг и критерии эффективности производства. Во-вторых, он определяет, каков может быть набор управленческих процессов, необходимых для организации этого производства. Опыт проектов BCC по внедрению методологии ITSM показывает очень серьезную перспективность ее распространения в России. Но в настоящее время количество подобных проектов, быть может, не столь велико, как хочется, из-за недостаточного осознания концепции ИТ-руководителями, и из-за нехватки квалифицированных специалистов, имеющих опыт успешных внедрений.

Говорить о том, что методология ITSM является безальтернативной, я бы не стал по той причине, что никакая методология вообще не должна быть догмой. Положительного эффекта от ее применения можно ожидать только тогда, когда теоретические положения методологии будут гармонично согласованы с практическими условиями деятельности конкретной ИТ-службы (для чего, собственно, и нужны консультанты). С другой стороны, мировое ИТ-сообщество оперирует многими методологиями и стандартами, посвященными обсуждаемой теме. Хорошему консультанту необходимо владеть — или хотя бы иметь достаточно полное представление о них всех. Тогда он сможет предложить клиенту не просто общеупотребительный стандарт или методологию, а комбинацию средств и методов организации деятельности, наиболее подходящую для конкретных условий заказчика, и не ограниченную рамками одного-единственного подхода. В практике консалтинговых работ BCC есть примеры, когда в проектах совместно с методологией ITSM использовался стандарт CobIT. Поэтому не стоит рассматривать ITSM как некую панацею на все случаи жизни. Лучше всего, зная сильные и слабые стороны методологий, принимать обоснованные решения о применимости той или иной в конкретном случае с конкретным заказчиком.

CNews.ru: Насколько полноценно, на ваш взгляд, методы ITSM используются отечественными предприятиями?

Валерий Липкин: Если говорить откровенно, то сейчас отечественные предприятия только начинают использовать методы ITSM в практической деятельности. Те из них, которые уже сообщали о завершении ITSM-проектов, в действительности внедрили 10-15% рекомендаций методологии. Подавляющее же количество предприятий в настоящее время только задумывается о возможности и необходимости таких проектов. Но это говорит вовсе не о том, что методология ITSM не имеет перспектив, а о том, что она представляет собой определенный обширный и глубокий слой знаний, применение которого требует больших затрат времени и других ресурсов. Но, несмотря на кажущуюся сложность применения ITSM, эффект, получаемый от внедрения (даже частичного) этой методологии, позволяет сделать вывод о полезности и необходимости работ в этом направлении.

CNews.ru: Какие методики оценки и управления качеством ИТ-услуг кажутся вам наиболее адекватными?

Валерий Липкин: Сейчас наиболее применимыми с практической точки зрения, на мой взгляд, являются методология ITSM и стандарт CobIT.

CNews.ru: Какие из своих реализованных за последнее время консалтинговых проектов в сфере ИТ вы могли бы выделить особо?

Валерий Липкин: Одним из последних проектов стало внедрение рекомендаций ITIL (Information Technology Infrastructure Library) в деятельность Управления информационных систем (УИС) АО «Ленинградский металлический завод». В настоящее время в рамках проекта в соответствии рекомендациями ITIL на основании полученной в ходе исследования заказчика информации была разработана методическая документация, описывающий процесс управления запросами пользователей. Кроме этого, был составлен поэтапный план внедрения основных управленческих процессов (ITIL), основанный на результатах анализа потребностей подразделений АО «ЛМЗ». Таким образом, особенностью описываемого этапа явилось то, что он стал первым в ряду планируемых шагов по внедрению и автоматизации основных управленческих процессов, составляющих базис методологии ITSM. Это отражает понимание руководства УИС того факта, что только комплексное внедрение обсуждаемой методологии позволит получить наибольший экономический эффект и гарантировать потребителям информационных сервисов их качественное и бесперебойное предоставление.

CNews.ru: Как вы оцениваете дальнейшие перспективы развития ИТ-консалтинга в Роcсии?

Валерий Липкин: ИТ-консалтинг в России находится пока в самом начале своего пути развития. Как известно, первые шаги наиболее трудные. Однако я оцениваю перспективы этого вида деятельности оптимистично. И такому оптимизму способствует самое простое обстоятельство: количество заказов и запросов на данный вид работ возрастает с каждым месяцем.

CNews.ru: Спасибо.