BCC вошла в пятерку лидеров в предоставлении ИТ-услуг (Рейтинг РА «Эксперт» — «Российские ИКТ, 2010»)

Проекты «под ключ» — это специализация ВСС на рынке инжиниринговых и общестроительных работ

Центр обработки данных обеспечивает непрерывность бизнес-процессов и повышает коэффициент доступности

Валерий Липкин: Можно говорить об изменившихся принципах работы системных интеграторов на рынке (ИнфоБизнес)

Источник информации: http://www.ibusiness.ru/faces/interview/34607/

ИБ: Ваша компания выполняет проекты, связанные с использованием сложного и дорогого оборудования. Какую долю вашего дохода дает продажа техники и какую - услуги и сервис? Как меняется эта доля со временем?

В.Л.: Одна из тенденций последних лет, которая определяла направление развития рынка системной интеграции, заключается в том, что приоритет при выборе соответствующего ИТ-решения все больше отдаётся экономическим факторам, среди которых основным является достижение конкретной бизнес-задачи заказчика. Именно с этой позиции в прошедшем году формировались наиболее интересные предложения на рынке системной интеграции. При этом появляется все более устойчивый спрос на консалтинговые услуги и дополнительный сервис, и доля этих услуг в обороте крупнейших российских системных интеграторов все время, хотя и не так быстро, как хотелось, увеличивается.

В 2003 году оборот подразделения консалтинга компании BCC вырос на 6% по сравнению с предыдущим годом, значительно вырос объем услуг сервисного департамента. При этом, если сравнивать доли проектных поставок и консалтинга в общем обороте компании, то можно отметить, что они остались примерно на том же уровне. И в этом нет большого противоречия с вышесказанным, поскольку в прошедшем году значительно выросли и другие направления деятельности нашей компании, например, относительно новое для нашей компании направление АСУ ТП.

ИБ: Все чаще приходят сообщения о выполненных вашей компанией проектах по созданию и модернизации инженерной инфраструктуры. Некоторые другие интеграторы тоже занимаются подобными проектами, в том числе и по проектированию "интеллектуальных зданий", но относительно редко пока. Как Вы думаете, насколько перспективно это направление бизнеса, если рассматривать несколько ближайших лет?

В.Л.: Наша компания с самого начала своей деятельности строила свой бизнес на базе собственного мощного инженерного подразделения, которое сейчас стало одним из ведущих в компании, с очень высоким объемом бизнеса и, главное, очень востребованным на рынке. За последние несколько лет спектр решений, предлагаемых этим подразделением, очень значительно расширился и сегодня значительная доля проектов, выполняемых департаментом инжиниринга, относится к числу комплексных, в рамках которых мы делаем все инженерные работы – от систем жизнеобеспечения, безопасности и СКС до интеллектуальных автоматизированных систем.

Это очень надежный и стабильный бизнес, который тем более привлекателен для нас, что сегодня позволяет нам самостоятельно выполнять очень сложные и крупные проекты по системной интеграции, позволяя выстраивать «сквозное» высококачественное управление проектами, начиная от создания инфраструктуры и заканчивая внедрением Центров обработки данных и сложных информационных систем.

ИБ: В прошлом году штат BCC вырос на треть. Откуда вы берете специалистов? И питерские, и московские фирмы жалуются на острую нехватку кадров, сильную конкуренцию на этом фронте со стороны западных фирм, открывающих в России свои представительства. Сталкивается ли BCC с теми же проблемами и как их решает?

В.Л.: Да, эта проблема существует. Она связана, в том числе, и с тем, что в настоящее время рынок IT-услуг находится на этапе значительного роста, вместе с рынком растут и компании, увеличивается количество проектов, требуются люди для их выполнения. Мы, как и большинство активных игроков рынка, также испытываем острую нехватку квалифицированных кадров и в нашей компании открыт постоянный набор специалистов различного профиля. Причем во всех наших офисах – Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. Мы решаем эту проблему в том числе, и путем обучения сотрудников внутри компании, набираем очень молодых людей - сегодня средний возраст наших сотрудников – около 25 лет.

Да, конкуренция существует. И не только с иностранными компаниями, многие из которых сейчас активно увеличивают свой штат, но и российскими ИТ- компаниями.

Отмечу также, что высококвалифицированные, опытные профессионалы всегда были очень большой ценностью, всегда стоили дорого, и так будет еще долго. И их немного, ведь и рынок наш еще относительно молодой.

ИБ: Насколько широко вы используете субподряд? Доводилось слышать жалобы крупных интеграторов: не можем найти партнеров по такому-то конкретному направлению, просто выбрать некого. Или Вы не склонны поручать часть работы третьим фирмам? Есть ли у вас какая-то определенная партнерская политика?

В.Л.: Мы, как и другие крупные интеграторы, используем субподрядчиков в своих проектах. И это абсолютно нормальная ситуация. Необходимая для комплексных проектов широта спектра услуг вовсе не предполагает «всеядность» системных интеграторов, их способность работать по всем существующим на рынке направлениям деятельности. Важнее другое - уметь организовывать и выполнять комплексные проекты, опираясь на партнеров, имеющих необходимую, часто узкую, специализацию, и при этом оставляя за собой полную ответственность за конечный результат. Системный интегратор должен уметь управлять проектами и быть квалифицированным генеральным подрядчиком, уметь привлекать субподрядчиков, опыт и знания которых в наилучшей степени впишутся в процесс выполнения конкретного проекта у заказчика.

Компании BCC, как мне кажется, несколько проще, чем другим системным интеграторам – мы имеем собственное крупное инженерное подразделение, о чем мы с вами говорили несколько раньше, и чаще всего можем обойтись своими силами. Но есть задачи, на выполнение которых мы привлекаем партнеров. Например, мы не занимаемся внедрением ERP-систем, а при необходимости привлекаем партнеров, специализирующиеся в данной области.

Что касается партнерской политики, то суть ее заключается в том, что мы очень тщательно выбираем субподрядчиков, ведь от их умения и ответственности зависит выполнение всего проекта, и очень ценим надежных партнеров и стараемся сохранить с ними сотрудничество.

ИБ: Как, по Вашему мнению, меняются требования, предъявляемые клиентами к системным интеграторам?

В.Л.: Сейчас можно говорить об несколько изменившихся принципах работы системных интеграторов на рынке. Услуги, предлагаемые компаниями - интеграторами, в том числе и компанией BCC, сегодня определяются потребностями основного бизнеса наших заказчиков, потребностями улучшить управление, а не желанием подражать западным компаниям или интересом к новым технологиям, как это было в недавнем прошлом. Сегодня системный интегратор должен предоставлять клиентам комплексное решение их бизнес-задач, начиная от бизнес-консалтинга и заканчивая реализацией проекта, охватывающего как прикладные решения, так и всю необходимую для него инфраструктуру. Да при этом еще и учесть все то, что заказчик уже построил, приобрел, разработал, чтобы максимально защитить его инвестиции.

Очень повысился уровень квалификации специалистов ИТ-подразделений наших заказчиков (мы говорим о крупных компаниях, с которыми, в основном, работает BCC). Сегодня они все чаще говорят о целесообразности внедрения конкретных технологий, эффективности их использования, наше общение все чаще происходит в плоскости тех количественных и качественных индикаторов, с которыми работает весь бизнес.

ИБ: Скепсиса у заказчиков еще очень много, очень сильно желание все делать "своими руками", к ИТ-консалтингу отношение настороженное, так же как и к другому модному слову - аутсорсинг. Видите ли Вы какую-либо положительную динамику в отношении клиентов к ИТ, или напротив, пока перемен к лучшему не видно?

В.Л.: Сегодня речь все чаще идет об интеграции на уровне основного бизнеса, ключевых производственных и управленческих процессов. К системной интеграции сегодня надо подходить как к стратегической задаче, тщательно ее планировать и последовательно осуществлять и наши заказчики это уже понимают. Причем это не только техническая работа. Важную роль тут играет и организация управленческих процессов в области информационных технологий. Именно поэтому все большее значение принимает консалтинг, как управленческий, так и тесно примыкающий к нему информационный.

Положительная динамика вполне явственно ощущается, все чаще приходит понимание того, что все должны заниматься тем делом, в котором разбираются лучше всего. Что промышленные технологии, в том числе и в информационной отрасли, всегда лучше, чем «самодельные» системы, что люди, профессионально занимающиеся информационными технологиями и имеющие значительный опыт в этом, могут куда более эффективно решить информационные проблемы предприятия.

Да, изменения происходят не так быстро, как бы это хотелось, изменить психологию людей за короткий промежуток времени не получается, отношение к консалтингу все еще остается несколько настороженное. В том числе и потому, что остаются предубеждение к допуску посторонних людей к «святая святых» - корпоративной информации, отсутствие веры в то, что человек «со стороны» может разобраться в запутанной структуре чужой организации.

Говорить о широком распространении аутсорсинга ИТ-услуг в России пока не приходится, это все еще экзотическая услуга для наших заказчиков (в основном она находит спрос у иностранных компаний, присутствующих в России), и отношение к ней также еще очень осторожное. Основными причинами, по которой аутсорсинг услуг пока не получил большого распространения, является, в первую очередь, также недоверие к качеству оказываемых услуг и боязнь за информационную безопасность компании.

Но это всемирная тенденция, которая только в настоящее время начинает преодолеваться. При этом, согласно прогнозам аналитиков, ожидается резкий рост этих услуг в ближайшие годы.

ИБ: Обе стороны - и подрядчики, и их клиенты нередко сетуют на недостаток правдивой информации о проектах, чисто кулуарную передачу сведений, отсутствие реальных "историй успеха". Для показа успешных внедрений некоторые компании возят своих потенциальных заказчиков все больше за рубеж, не имея возможности показать реально действующие внедрения где-то поближе. А как действует Ваша компания?

В.Л.: Не думаю, что это общая картина. Конечно, у любого системного интегратора бывают и успешные проекты, и не очень, но крупные и давно работающие на рынке компании, к которым можно отнести и BCC, имеют значительное портфолио успешных проектов, которыми можно гордиться. Более того, некоторые наши проекты получили награды, например, за лучший промышленный проект в Европе на технологиях SYSTIMAX GIGASPEED или несколько наград IBM за лучший проект.

Другое дело, когда идет речь о проектах, основанных на самых новейших технологиях, которые еще не имели внедрений в России, а это бывает достаточно часто, в том числе и у нас. В этом случае не вижу ничего предосудительного ссылаться на проект, осуществленный за границей, или демонстрировать его там. Тем более в подобных случаях это, как правило, инициатива компании-производителя оборудования или технологий, с которой мы очень тесно работаем в подобных проектах.

ИБ: На вашем корпоративном сайте сказано, что у вас есть собственная Технология разработки, отраженная в стандартах предприятия, но нигде не написано, что менеджмент компании сертифицирован по какому-либо международному стандарту качества. Вы не считаете нужным проходить сертификацию? Подавляющее большинство российских ИТ-компаний подобных сертификатов не имеет. Как Вы полагаете, будет ли ситуация с сертификациями меняться в ближайшее время?

В.Л.: В своей работе мы руководствуемся политикой качества, в основу которой положено соблюдение международных требований к системе управления качеством. В нашей компании существует система менеджмента качества, которая распространяется на следующие услуги BCC: проектирование и монтаж информационно-телекоммуникационных и других инженерных систем; разработка и сопровождение программного обеспечения; информационно-технологический консалтинг.
Если говорить о сертификации, то компания BCC в настоящее время проходит сертификацию на ISO 9000.

ИБ: Движение в регионы. Продолжите ли вы его, если да, то как именно?

В.Л.: Активизация деятельности в регионах является одной из стратегических задач BCC. В первую очередь это касается важнейших для нас регионов, где мы имеем свои филиалы. Например, в 2004 году мы надеемся серьезно увеличить наш бизнес в Москве, оборот которого, кстати, в прошлом году значительно превысил наши предварительные прогнозы. Сегодня московский офис BCC очень быстро растет, что, в частности, заставляет нас думать о новом офисе для него. Очень серьезные и крупные проекты идут и в Краснодарском крае.

Мы ведем несколько проектов и в других регионах, в том числе и очень крупные, регионального уровня, но пока об этом я не хотел бы говорить.

Ольга Мельник