Проекты «под ключ» — это специализация ВСС на рынке инжиниринговых и общестроительных работ

TelecomTV — универсальная масштабируемая платформа предоставления мультимедийных услуг

Виртуализация приложений — новый уровень реализации терминального доступа к корпоративным приложениям и данным

Тонкому клиенту нужен "толстый" сервер (Континент Сибирь)

По данным аналитической компании IDC, первое место по объемам продаж компьютеров на российском рынке занимает компания Hewlett-Packard. Свой взгляд на перспективность различных альтернатив персональным компьютерам в беседе с корреспондентом "КС" ЮРИЕМ ГОЛДАЕВЫМ излагает директор по маркетингу подразделения корпоративных систем HP Russia НИКОЛАЙ ЗЕЗЮЛИНСКИЙ.

- Что вы думаете о тонких клиентах?

- Эта идея очевидна и ненова: ее придумали не в Sun Microsystems и не в Hewlett-Packard. Мы тоже выпускаем терминалы (тонкие клиенты), и в России есть компании, которые внедряют у себя эти решения. Напомню, что еще до объединения с HP компания Compaq совместно с компанией BCC создала центр компетенции по терминальным системам. Решения эти отработаны - через Citrix Metaframe с тонких клиентов можно пользоваться и офисными продуктами Microsoft, и базами данных, и ЕRР-системами, и любыми подходящими приложениями - все это реализовано у целого ряда наших партнеров и заказчиков.

Системы на основе тонких клиентов продаются хорошо, ведь их преимущества понятны: рабочие места просты и надежны, а администрирование всей сети значительно легче, потому что на клиентах ничего нет - все на сервере. Но чудес не бывает: если у вас тонкий клиент - значит, вам нужен "толстый" сервер. Схема с тонкими клиентами требует больших ресурсов не только от сервера (производительность, память) - в решениях любых производителей это всегда так, но и от сети.

- Но при таком подходе выход из строя сервера приводит к нарушению работы всей организации. Как насчет проблем с безопасностью?

- Надежность серверной платформы гораздо выше, чем настольных компьютеров. С точки зрения безопасности решения в целом, вариант с тонкими клиентами имеет очевидные преимущества: на клиентах ничего произойти не может, поэтому следить нужно только за процессами на сервере. А кроме внешних атак и вирусов, в понятие безопасности входит и такая вещь, как защита от кражи информации сотрудниками. В ситуации применения тонких клиентов украсть информацию нельзя. Плюсом является также стандартная конфигурация всех рабочих мест - стоимость администрирования такой системы намного ниже, чем обычной. Поэтому с точки зрения бизнес-среды преимуществ у тонких клиентов достаточно.

- Сумеют ли тонкие клиенты заменить обычные компьютеры?

- Я не берусь предсказать, что произойдет в будущем, но концепция тонких клиентов появилась не вчера, и с тех пор эта технология развивается. Вначале она даже здорово вырвалась вперед, но затем возникло очень большое сопротивление индустрии. У производителей ПК свои интересы. Как ни называй: сетевые компьютеры, терминалы или тонкие клиенты - они убивают бизнес такой массы компаний, что, помимо технических затруднений, на их продвижение начинают сильно влиять соображения коммерции.

- То есть ориентация на ноутбуки как замену ПК для индустрии перспективнее?

- Если смотреть с коммерческой точки зрения - наверное, да. Интерес индустрии к ноутбукам существует. С точки зрения технологической - хорошо бы для каждой задачи выбирать свои решения. Если речь идет о корпоративной сети и работе операторов, решающих узкий круг задач, например, в офисе продаж оператора сотовой связи, - зачем там нужны ноутбуки? Там скорее подойдут терминалы (тонкие клиенты) или обычные персоналки. Если же сотрудники фирмы ездят в командировки, круг решаемых ими задач и полномочий шире - тогда им нужен ноутбук. Я, например, работаю с ним в офисе, дома, в гостинице, на презентациях и т.д. Представить тонкий клиент в этой ситуации я могу с трудом.

Для разных задач нужны разные устройства - где терминал, где ноутбук, где карманный компьютер - и, как говорится, будут цвести все цветы. Но мне кажется, что слишком мало игроков рынка ИТ всерьез заинтересованы в продвижении тонких клиентов. Для того чтобы идея овладела массами, нужна критическая масса усилий. HP, на мой взгляд не предпринимает специальных действий по продвижению именно тонких клиентов в противовес другим решениям, - придерживаясь мнения, что под каждую задачу нужно выбирать адекватное решение. А у Sun Microsystems, не производящей ПК, просто не хватает той самой "критической массы" продвинуть широко терминальные решения, как ее не хватало у Oracle, когда речь шла о сетевых компьютерах. А без такой "критической массы" продвинуть решение невозможно - так устроена ИТ-индустрия: какими бы передовыми технологии ни были, они не станут массовыми, пока не получат серьезной поддержки. Посмотрите на программное обеспечение - сколько очень хороших программ не раскручивается, потому что у их создателей не хватает той "критической массы", которая есть, например, у Microsoft.

"Континент Сибирь", №6 от 20.02.2004