TelecomTV — универсальная масштабируемая платформа предоставления мультимедийных услуг

Проекты «под ключ» — это специализация ВСС на рынке инжиниринговых и общестроительных работ

Виртуализация приложений — новый уровень реализации терминального доступа к корпоративным приложениям и данным

Валерий ЛИПКИН: «Мы планируем открывать новые центры компетенции»

На вопросы редакции IT News отвечает
президент компании BCC Валерий Липкин.

Как известно, чем больше укрепляются позиции компании на рынке, тем более серьезные усилия необходимы для их удержания и сохранения темпов развития бизнеса. Какой стратегии ВСС будет придерживаться
в 2005 году?

В нынешнем году ВСС продолжает выдерживать стратегию планомерного технологического и географического расширения своей доли рынка. Как и прежде, мы придаем первостепенное значение экономической эффективности предлагаемых решений и их четкому подчинению бизнес-целям заказчика. Такой подход позволяет нам, с одной стороны, обеспечить должный синергетический эффект от использования ИКТ, а с другой — рационально распределять свои ресурсы и прочно удерживаться в десятке сильнейших компаний отечественного IT-рынка. Сегодня акцент в бизнесе компании сделан на дальнейшем развитии компетенций в области системной интеграции; реализации крупных комплексных проектов, а также на усилении позиций в области управления проектами и IT-консалтинга. Причем последнее из перечисленных мной направлений мы намерены развивать благодаря использованию принципов проектного менеджмента как в работе самой компании, так и при решении задач наших клиентов. Продолжится развертывание на базе офисов ВСС центров компетенции по наиболее интересным и востребованным технологиям. И здесь мы ориентируемся прежде всего на потребности крупных корпоративных клиентов и ведомственных структур, работающих в таких секторах экономики, как финансы, промышленность, телекоммуникации, энергетика. В текущем году мы намерены заметно активизировать усилия по наращиванию присутствия ВСС в регионах. С нами сотрудничают российские офисы ведущих западных компаний. Среди них есть и клиенты нашего партнера, одного из ведущих системных интеграторов Европы — Computacenter.

Компании, которая работает по всей России и ориентируется на крупные проекты во всех регионах страны, без сомнения, присуще комплексное видение рынка. Как по-вашему, в каких российских регионах такие проекты реализуются чаще всего и почему? Как будет развиваться ситуация в будущем?

Действительно, бизнес ВСС изначально построен так, чтобы обеспечить доступ ко всему спектру наших услуг на всей территории России. При этом управленческое звено компании представлено в Москве и Санкт-Петербурге. На сегодняшний день наиболее динамичными потребителями IT-услуг выступают южно-российский и уральский регионы, где активно ведется комплексная модернизация и развитие ведомственных и корпоративных сетей и информационных систем. Наша компания самым непосредственным образом вовлечена в этот процесс. В частности, экспертные наработки ВСС оказались полезными при модернизации информационной инфраструктуры Краснодарского фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). К началу нынешнего года в рамках этого проекта ведомственная система документооборота заказчика была снабжена механизмом электронной цифровой подписи (ЭЦП); центральный офис и 11 филиалов объединены в единое телекоммуникационное пространство, построенное на основе IP-телефонии. Помимо этого, внедрено информационное решение на базе ПО Microsoft SharePoint Portal Server. Если говорить об Уральском федеральном округе, то в качестве примеров востребованных IT-услуг можно привести проекты, реализованные BCC для корпорации «Уралсиб» и «Уральского GSM» — филиала ОАО «МегаФон». В первом случае для заказчика построено отказоустойчивое кластерное решение на базе серверов класса Enterprise — HP Alpha server GS1280, а во втором — предложено информационное решение на базе терминальной технологии Citrix. По оценкам наших экспертов, в ближайшей перспективе тенденция к наращиванию IT-активности в российских регионах будет сохраняться. Основной акцент по-прежнему будет сделан на оптимизации соотношения цена/качество, а также на снижении общей стоимости владения информационной системой. Именно поэтому заказчик все больше осознает необходимость консалтинга по вопросам использования информационных технологий для повышения своей конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Его инвестиции в IT (или ИКТ) все больше привязаны к потребностям бизнеса. Ему уже недостаточно знать, что для решения бизнес-задач будет использовано то или иное оборудование или ПО. Он хочет иметь возможность максимально снизить проектные риски и уже на начальном этапе проекта убедиться в оптимальности предложенного интегратором решения, чтобы при необходимости либо скорректировать задачи, либо выбрать альтернативный вариант реализации проекта (другую конфигурацию, иную последовательность этапов внедрения, более удачную расстановку приоритетов и т.д.).

В чем специфика деятельности центров компетенции BCC и
какие задачи они решают?

В настоящие время в России функционирует четыре центра компетенции ВСС: по электронному бизнесу (совместно с Intel и IBM), по технологиям терминального доступа (при поддержке HP, Microsoft и Citrix), по отказоустойчивым решениям Oracle, по инновационным решениям IBM. Последний был официально презентован буквально на днях. Основное назначение этих технологических подразделений в том, что заказчик еще до начала проекта может проверить соответствие предлагаемых нами решений своим потребностям. Важная особенность наших центров — возможность тестирования решений как непосредственно в базовом офисе ВСС, так и на территории заказчика. Вопрос о том, как это будет реализовано, решается отдельно в каждом конкретном случае. Работа в этом направлении продолжится, до конца года мы планируем открыть новые центры компетенции.

На каких вертикальных рынках больше всего востребованы комплексные IT-проекты?

Российская экономика в целом развивается достаточно динамично. В качестве наиболее проактивных потребителей IT, как я уже упоминал, можно выделить финансовый сектор (банки, финансовые и страховые компании), госучреждения, крупные промышленные предприятия, а также телекоммуникационную отрасль. Именно на этих рынках сегодня реализуется большинство крупных проектов, включающих в себя услуги в области информационно-управленческого аудита и консалтинга, организации информационных систем, создания баз данных, построения различных телекоммуникационных сетей, а также автоматизации зданий и предприятий, прокладки инженерных систем, установки систем без опасности. Весь этот спектр в полном объеме представлен в портфеле ВСС.

ВСС считает одним из приоритетных направлений своего бизнеса построение мультимедийных мультисервисных сетей (ММС).
Готов ли рынок России к их активному использованию?

Данное направление постоянно претерпевает качественную эволюцию и традиционно является одним из наиболее востребованных как в России, так и на Западе. В портфеле услуг ВСС оно занимает заметное место. Например, мы на собственном опыте имели возможность убедиться, что сегодня клиенты телекоммуникационных компаний — и корпоративные структуры, и частные пользователи — заинтересованы в доступе к максимально возможному спектру услуг. Те операторы, которые готовы предложить необходимый контент (игры он-лайн, цифровое телевидение и т. п.), получают весомые конкурентные пре имущества. На сегодняшний день одна из самых серьезных, широко обсуждаемых тенденций на российском рынке — переход телевидения на цифровое вещание. Ожидается, что применение цифрового телесигнала станет импульсом для обеспечения массового пользователя доступом к высокоскоростному Интернету. То есть помимо ТВ с помощью ММС станет доступна масса других сервисов. Например, в Европе сигналы ЦТВ рассматриваются как часть «начинки» общего телекоммуникационного «контейнера», в котором передается самая разнообразная информация: видео, музыка, игры и т.п. Кроме просмотра традиционных телепередач, абонент может принимать и отправлять электронные и факсимильные сообщения, работать с базами данных, участвовать во всевозможных голосованиях и опросах, покупать товары и услуги по кредитной карте и т.д. Это относительно новый рынок платных услуг. Его объемы и возможности еще до конца не определены. В настоящее с время ММС в России развиваются в основном благодаря операторам фиксированной связи, стремящимся выйти на новые рынки за счет предложения оригинальных услуг. Построение таких сетей не только решает бизнес-задачи отдельных операторов, но и имеет социальную направленность: способствует более эффективному обеспечению общественной безопасности, инфотелекоммуникационного обслуживания работы коммунальных служб, противопожарной защиты, поддержке образовательной системы и так далее. Одним из ярких проектов, выполненных нами в минувшем году, стало построение мультимедийной мультисервисной сети в Краснодарском крае, о чем я ранее упоминал. Эта сеть, фактически заново развернутая на базе исторически сложившейся инфраструктуры мультисервисной сети ОАО «Южная телекоммуникационная компания», позволила заказчику создать прецедент массового доступа населения к современным цифровым технологиям. Думаю, инициатива «ЮТК» окажет серьезное влияние на рынок и в ближайшее время можно ожидать сохранения спроса на создание и модернизацию ММС.

ВСС работает не только с зарубежными вендорами, но и с международными поставщиками IT-услуг, такими, как Computacenter.
Что это дает компании?

Партнерство с Computacenter — не единственный пример демонстрации нашей активности на международном рынке. Стремление к повышению качества услуг проявилось и во вступлении в 2004 году компании ВСС в TeleManagementForum. Эта международная организация занимается разработкой стратегических рекомендаций, стандартов и практических решений в области управления информационными и телекоммуникационными услугами. Членство в TeleManagementForum открывает нам доступ к общению и обмену опытом с крупнейшими мировыми телекоммуникационными и IT-компаниями. Поддержка влиятельного игрока международного IT-рынка — компании Computacenter — обеспечит нам благоприятные условия для дальнейшего распространения западных стандартов IT-сервиса в России. Так, в результате альянса ВСС и Computacenter компетенции наших специалистов оказались полезными российским представительствам международных компаний — клиентов Computacenter: Cisco Systems, BearingPoint (ранее KPMG Consulting), Dow Chemical Company. В свою очередь отделения наших российских клиентов за рубежом имеют возможность получать IT-услуги от Computacenter.

С чем связан выбор направления инжиниринга в качестве одного из приоритетов дальнейшего развития компании?

Работы по проектированию и внедрению инженерной инфраструктуры, автоматизированных систем управления технологическими процессами, зданиями и предприятиями являются составной частью многих проектов, реализуемых ВСС. Решая задачу, поставленную перед нами заказчиком, мы берем на себя выполнение полного комплекса работ: начиная от проектирования инфраструктуры, заканчивая вводом оборудования и инженерных коммуникаций в промышленную эксплуатацию. При этом квалификация наших специалистов позволяет решать задачи, основанные как на использовании последних достижений ведущих мировых производителей оборудования и ПО, так и на собственных разработках ВСС. Такой подход позволяет нам обеспечить единый контроль качества проекта и наиболее оптимальный режим его реализации, а заказчику — возможность снизить итоговые затраты и оптимизировать общую стоимость владения IT-инфраструктурой.

ВСС активно продвигает методологию ITIL.
Если можно, расскажите об этом более подробно.

Основные задачи IT-служб предприятий сводятся к оптимизации использования доступных ресурсов, включая данные, приложения, технологии, оборудование и человеческие ресурсы. Сегодня от IT-поддержки напрямую зависит качество конечной продукции и услуг, оказываемых предприятием. Поэтому к IT-службам предъявляются те же требования по управлению качеством производимой ими «продукции», что и к основному производству. В этих условиях могут успешно работать только предприятия, которые внедряют технологии управления качеством и сертифицируют бизнес-процессы в соответствии с международными стандартами. На Западе существует хорошо развитая теоретическая база, которая четко описывает все эти процессы и помогает достичь нужного результата. Одной из таких систем как раз и является методология ITIL, своего рода международный стандарт управления информационными ресурсами предприятия. Наша компания практикует комплексный подход к решению задач клиента и стремится максимально использовать международный опыт интеграции. Поэтому внедрение ITIL — немаловажный элемент нашей стратегии.

Вообще говоря, мы прилагаем немало усилий к повышению качества практического использования рекомендаций, заложенных в основу ITIL, а также к квалифицированной адаптации лучшего международного опыта (best practice) к российской специфике. Такой подход позволяет нам качественно выполнять ITSM-проекты. К слову, недавно ВСС получила статус эксклюзивного партнера корпорации Service Management Partners Inc. (SMP Inc.), которая является одной из ведущих международных исследовательских компаний на IT-рынке. Созданная ею процессная модель управления IT-службами предприятия (Alignability Process Model) открывает перед нами широкий простор для деятельности, а перед IT-службами наших заказчиков — возможность построить свою работу на проверенных на практике, детально проработанных процедурах и рабочих инструкциях, а также использовать уже сконфигурированный в соответствии с этими правилами работы HP OpenView Service Desk.

Дмитрий Макаренко
IT news, №10, 31.05.2005