TelecomTV — универсальная масштабируемая платформа предоставления мультимедийных услуг

Центр обработки данных обеспечивает непрерывность бизнес-процессов и повышает коэффициент доступности

BCC вошла в пятерку лидеров в предоставлении ИТ-услуг (Рейтинг РА «Эксперт» — «Российские ИКТ, 2010»)

ИТ-поддержка банковской революции (Intelligent Enterprise)

Источник информации: http://iemag.ru/?ID=508850

26 февраля 2006 г. в редакции журнала «Intelligent Enterprise» состоялся круглый стол на тему «ИТ-поддержка банковской революции».
Ниже представлены ответы Руководителя отдела консалтинговых проектов ВСС Павла Сахарова на вопросы корреспондента  «Intelligent Enterprise»

Информационные технологии и прежде были одним из важнейших ресурсов бизнеса для банков и страховых компаний. Однако сегодня значение ИТ в финансовой сфере возросло кардинально. В России наконец-то появился и продолжает бурно расти довольно внушительный слой потребителей массовых банковских и страховых продуктов. И это вызвало настоящую революцию не только в бизнесе финансовых компаний, но и в их ИТ-инфраструктуре..

В круглом столе принимают участие:
Дмитрий Котельников, Управляющий консультант IBM
Павел Сахаров, Руководитель отдела консалтинговых проектов ВСС
Андрей Сафонов, Директор управления эксплуатации, Росгосстрах
Евгений Гельфанд, Директор по консалтингу департамента управленческого консалтинга IBS
Александр Романовский, Директор по решениям, заместитель директора департамента по работе с финансовыми институтами САП СНГ

Intelligent Enterprise: Мы поговорим о том, что происходит сегодня с информационными технологиями в банках и страховых компаниях. Наша цель -- не просто рассказать о существующих ИТ-технологиях, но и показать, как эти технологии могут повлиять на бизнес компании. Для начала попробуем разобраться, под влиянием каких именно бизнес-трендов банки и страховые компании решают внедрять информационные технологии.

Павел Сахаров: Сейчас в финансовой отрасли наиболее заметной тенденцией является увеличение роли ритейла. У населения появилась некая финансовая стабильность, более ощутимыми стали потребности и привычки, соответствующие высокому жизненному уровню. На фоне этой ситуации увеличивается доверие частных клиентов к банковской системе в целом, что влечет за собой необходимость адаптации кредитных организаций к новым для себя требованиям. Во-первых, это совершенно другие объемы, потому что крупный банк, который работает с корпоративными клиентами, имеет тысячи клиентов, в то время как при работе с частными лицами речь идет уже о миллионах. Во-вторых, это иной территориальный охват. Ведь если ты хочешь работать в частном секторе и быть там серьезным игроком - приближайся к людям, предлагай новые формы взаимодействия, создавай новые точки доступа к своим услугам. Этих точек должно быть много, и они должны быть расположены отделениях банка и в магазинах, в спальных районах и в деревнях - а это уже совершенно другая организация банковских процессов.
Кроме того, необходимо предусмотреть возможность оказания клиенту целого комплекса услуг, причем не только банковских, но и сопряженных с ними -- например, оформление страховки. Поэтому здесь у оператора, работающего с клиентами, возникает необходимость вводить большие объемы информации в разные системы.

О растущей актуальности ритейла говорит тот факт, что с 2000 года число счетов и договоров уже возросло на порядок. И эта тенденция к увеличению будет сохраняться еще как минимум пять лет. Исходя из этого можно констатировать, что сегодня жизнеспособному банку нужна централизованная мощная банковская система, способная поддержать работу порядка 7-10 млн. пользователей. Работая с ежедневной нагрузкой до 1 млн операций такая система дает возможность обслужить до 5-10 миллионов счетов.

В этой ситуации преимущество получают банковские программы типа FLEXCUBE, INFOSYS и др., с выделенным front-офисом, который предоставляет средства для единого ввода информации, а затем уже распределяет ее через интеграционную шину по другим системам, обеспечивая тем самым однократный ввод и уменьшая вероятность ошибок. По-моему, российские системы по этим параметрам сейчас отстают. И те наши разработчики, которые быстро реализуют в своих программах такой универсальный front-офис, который бы работал с большинством систем, заметно продвинутся на рынке. На мой взгляд, это основная проблема большинства банков, и здесь, как я уже сказал, без ИТ они ничего сделать не смогут, потому что невозможно обслуживать миллионы счетов и миллионы клиентов без информационных технологий.

Intelligent Enterprise: Мы уже затронули тему многофилиальности банков и страховых компаний. Давайте поговорим о развитии территориальной структуры. Нужна ли полная централизация ИТ-инфраструктуры или структура финансовой компании может быть распределенной? А что происходит, когда банками и страховыми компаниями покупаются региональные фирмы? Возникает ли здесь проблема интеграции? И упрощает ли этот процесс терминальная система?

Павел Сахаров: Сегодня централизация информационных ресурсов -- жизненная необходимость для любого многофилиального банка, претендующего на серьезные позиции на рынке. Оптимальным решением задачи построения эффективной информационной среды банка я считаю централизацию хранения данных и вычислительных ресурсов. Рабочие места в территориальных подразделениях банка должны быть подключены к информационной системе в режиме терминального доступа. Терминальные серверы, в совокупности с дополнительным оборудованием и программными средствами, -- вот тот вариант программно-аппаратного комплекса, на котором базируется современная инфраструктура доступа к информационным системам. Ее организация, во-первых, позволяет очень оперативно внедрять новые прикладные системы и подключать новые офисы, а, во-вторых, существенно увеличивает возможности информационной системы банка с точки зрения безопасности и отказоустойчивости, что критично для финансовых институтов, где большинство систем работают в режиме "24 х 7 х 365".

Intelligent Enterprise: А есть ли шанс выжить у небольших банков и страховых компаний? Есть ли для них свободная ниша?

Павел Сахаров: Выполнение ИТ-проектов не входит в типичные банковские задачи. Однако только поддержка заказчика, тесное взаимодействие ИТ-персонала банка или страховой компании с рабочей группой исполнителя позволят обеспечить максимальное соответствие результатов ИТ-проекта связанным с ним ожиданиям. Поэтому, в идеале, в состав проектной группы (PM Office) уже на этапе разработки ТЭО должны входить как специалисты компании-исполнителя, так и представители заказчика, в том числе -- управленцы высшего звена, от директивной поддержки которых во многом зависит успех проекта. Кроме того, очень важен взгляд со стороны. Ведь соблюдать баланс интересов при принятии решений стороннему человеку проще.
 

Intelligent Enterprise: Я предлагаю завершить обсуждение бизнес-трендов финансовой отрасли и перейти к рассмотрению ИТ-инфраструктуры финансовых компаний с точки зрения ИТ-стратегии. ИТ-стратегия может являться либо средством выживания, либо средством получения конкурентного преимущества, хотя бы на какой-то период, либо быть ориентирована на перспективу. Мне хочется, чтобы вы оценили -- какие решения из этой области являются востребованными на сегодняшний день. Я понимаю, что вложение больших денег в ИТ-инфраструктуру далеко не всегда дает немедленное преимущество или экономию. Но, возможно, это позволяет достигнуть стратегического преимущества в долгосрочной перспективе?

Павел Сахаров: А вот еще одна проблема: необходимы подразделения финансовых институтов, что-нибудь вроде управления банковских технологий и технических отделов. Я это знаю по собственному опыту: мне самому приходилось работать начальником такого подразделения в банке. И в свое время нам так и не удалось поставить его на должный уровень. Конечно, это было связано с совершенно объективными причинами. Но вот как раз функция этого подразделения совершенно необходима для постановки бизнес-процессов и тиражирования технологии по филиалам. Очень плохо, если все лежит на ИТ-департаменте. Информационные технологии и бизнес должны стоять рядом и работать в тесной связке. Ни одна из этих функций не является первичной, поэтому один не должен подминать под себя другого. Мне было бы интересно рассмотреть наличие такого подразделения с точки зрения бизнеса и выслушать мнение уважаемых экспертов по этому поводу.

С полным текстом материалов круглого стола можно ознакомиться по адресу: http://iemag.ru/?ID=508850