Центр обработки данных обеспечивает непрерывность бизнес-процессов и повышает коэффициент доступности

Проекты «под ключ» — это специализация ВСС на рынке инжиниринговых и общестроительных работ

BCC вошла в пятерку лидеров в предоставлении ИТ-услуг (Рейтинг РА «Эксперт» — «Российские ИКТ, 2010»)

Илья Тудер: Самые перспективные и консервативные в отношении профессиональных ИТ-услуг — регионы (CNews)

Источник информации: http://www.cnews.ru/reviews/free/itservice/int/bcc/

На вопросы CNews отвечает Илья Тудер, директор департамента консалтинга компании ВСС.

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, в настоящий момент доминируют на отечественном рынке ИТ-услуг?

Илья Тудер: Если тенденция уже доминирует, о ней говорить уже поздно — все и так очевидно. Гораздо интереснее почувствовать зарождающиеся направления и предпосылки, которые будут определять рынок в ближайшем будущем. На сегодняшний день к числу направлений, оказывающих всё большее влияние на рынок ИТ-услуг, следует отнести управленческий консалтинг, который очень тесно смыкается с ИТ-консалтингом и в такой связке дает максимальный эффект. Ведь мы все понимаем, что ИТ — это инструмент, который нужен для поддержки бизнеса, управленческих процессов, но пока еще далеко не каждый серьезный ИТ-проект начинается с управленческого консалтинга, когда ставятся и оптимизируются сами процессы, а потом уже на них накладываются ИТ-решения. Но тенденция направлена именно к этой схеме, и в будущем, я уверен, будет только так.

При подобном подходе все встает на свои места. Не надо мучительно искать аргументы и делать какие-то мифические расчеты, чтобы преодолеть вполне понятный консерватизм топ-менеджеров и финансово-экономических служб заказчика. Ведь сначала решается именно их задача, в привычных им терминах, а оттуда уже четко и ясно вытекают требования к инструментам. В нашей практике есть проекты, которые это убедительно подтверждают. Но, к сожалению, пока еще далеко не все клиенты готовы идти по этому пути.

Еще одной важной тенденцией является ориентация ИТ-служб на задачи основного бизнеса и попытка построить внутри ИТ прозрачную для бизнес-руководителей технологию работы. Для этого существует богатый международный опыт, выраженный в первую очередь в библиотеке ITIL. Однако на практике ITIL для многих так и остается популярной аббревиатурой. Настоящий эффект от ее применения еще впереди.

И конечно, важнейшей тенденцией является медленный, но неуклонный разворот крупных компаний в сторону аутсорсинга ИТ-сервисов. Принцип разделения труда известен со времен Адама Смита и давно подтвердил свою обоснованность. В нашей отрасли (я имею в виду ИТ) мы также никуда не денемся от передачи непрофильных задач во внешние компании. Конечно, это процесс непростой и требует постепенного укрепления доверия между клиентами и ИТ-компаниями, внедрения прозрачных и стандартных процессов управления и контроля и многого другого. Должно пройти время, пока эта тенденция станет доминирующей, но уже сегодня она очень заметна. У ВСС есть клиенты — в основном это западные компании, имеющие предприятия в России — которые передали нам некоторые традиционные функции внутренних ИТ-служб. И таких проектов становится все больше.

CNews: Насколько, по вашим оценкам, в России сегодня сформирован рынок потребителей профессиональных сервисов?

Илья Тудер: Для разных сервисов зрелость рынка сильно различается, но если обобщать, то можно выделить три основных группы российских компаний.

Первая, самая малочисленная и наиболее прогрессивная из них (примерно 10-17% рынка), с готовностью привлекает профессиональных консультантов, способных взять на себя ответственность за решение «непрофильных» для заказчика задач, связанных с ИТ. Эта категория состоит в основном из компаний, работающих, либо претендующих на работу в международном отраслевом пространстве. Заказчики этой категории имеют четкое представление о границах своей сферы компетенции. Для решения же других задач они предпочитают привлекать профессионалов, доказавших свою состоятельность в той или иной области. Это, пожалуй, наиболее требовательная и предсказуемая категория заказчиков. Ей свойственны ясное понимание ожиданий и рисков, умение поставить четкие и обоснованные цели и критерии. К числу таких заказчиков относятся российские подразделения иностранных корпораций, ведущие банковские структуры и операторы связи. Вполне закономерно, что данная категория заказчиков имеет устоявшиеся отношения со своими ИТ-партнерами. Среди клиентов ВСС эта категория представлена достаточно широко.

Вторая категория — более многочисленная, но всё же далекая от желаемых масштабов (20-25% от общего числа заказчиков) — активно растущие коммерческие компании и государственные структуры, осознавшие роль и практическую ценность профессиональных услуг. Долгое время полагаясь только на себя и свои собственные ИТ-структуры, они не имеют достаточного практического опыта привлечения внешних специалистов в области консалтинга и ИТ. Психологический барьер недоверия, препятствующий установлению необходимого взаимопонимания, довольно высок, особенно если заказчику или его партнерам приходилось иметь дело с «молодой, но очень перспективной» командой консультантов, обманувшей ожидания. Боясь ошибиться, такой заказчик часто перестраховывается, при выборе партнера отдает предпочтение компаниям с хорошей репутацией, с опытом аналогичных проектов для других представителей своей отрасли. Первые консалтинговые проекты для таких заказчиков изначально носят разовый характер и предполагают более длительные сроки реализации.  К этой категории можно отнести ведомства федерального масштаба, получившие от государства карт-бланш на решение своих ИТ задач, многие промышленные предприятия и т.д. По вполне понятным причинам, распределение сил на этом сегменте рынка еще нестабильно, но наиболее выгодные позиции здесь прочно закреплены за крупными системными интеграторами и известными консалтинговыми компаниями, как правило, имеющими свои офисы в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных индустриальных центрах.

И, наконец, самая перспективная и консервативная по своему настрою к профессиональным ИТ-услугам (на ее долю приходится порядка 45-50%) — региональные предприятия и организации. Многие из них претендуют на повышение своих позиций в отраслевом и региональном рейтингах, а также очень заинтересованы в повышении  своей инвестиционной привлекательности. Парадокс заключается в том, что они, как никто другой, заинтересованы в максимально рациональном использовании своего ИТ-бюджета, но при этом сильно ограничены в выборе надежных и высококвалифицированных партнеров. Причиной тому — сложность выбора между локальными компаниями, не имеющими большого опыта и ресурсов, зато находящимися рядом и предлагающими невысокие цены, и крупными интеграторами федерального масштаба, располагающими всем необходимым, но имеющими другой ценовой уровень и часто другой менталитет, сформированный в крупных проектах.

CNews: Какие отрасли, на ваш взгляд, наиболее восприимчивы к услугам внешних консультантов? И насколько кардинально, по-вашему, может измениться «расстановка сил» на российском рынке ИТ-услуг в связи с экспансией западных компаний?

Илья Тудер: Наиболее восприимчивыми являются компании, относящиеся к первой категории — т.е. западные компании, крупные банки, операторы связи. Они понимают, что и зачем им нужно. Что же касается опасений по поводу экспансии западных консультантов, то они, на мой взгляд, преувеличены. Западные консалтинговые компании уже давно существуют на российском рынке и занимают свою нишу, нисколько не мешая развиваться российским консультантам.

Во-первых, там другие цены. Во-вторых, это миф, что западные консалтинговые компании принесут с собой какие-то откровения для наших клиентов. Западная компания возьмет на субподряд российских консультантов, и те выполнят всю работу. И, наконец, российские консультанты на сегодняшний день успешно осваивают западные методологии, но, как правило, работают творчески и на результат. А  западные — строго по схеме. Клиенты все это видят и понимают разницу. Хотя, конечно, есть случаи, когда западные консалтинговые компании действительно нужны. Например, когда надо привлечь западные инвестиции или построить процессы, ориентированные на работу с западными компаниями. Но это еще не весь рынок.

CNews: Какие консалтинговые проекты были реализованы ВСС за последний год? Насколько возросла при этом доля сервисной составляющей в обороте компании?

Илья Тудер: За последний год мы реализовали несколько очень интересных консалтинговых проектов, в которых решались важные задачи наших клиентов. Например, мы ставили процессы управления оборотными средствами; управленческий учет; проводили аудит информационной инфраструктуры заказчика и разрабатывали концепции развития с учетом современных ИТ; разрабатывали концепцию построения холдинговой структуры для одного из крупных региональных предприятий. Часть этих проектов успешно завершена, и в настоящий момент заказчик реализует предложенную ему стратегию, другие проекты еще продолжаются.

Что же касается доли услуг в обороте компании, то она за последний год выросла более чем на 10%. И мы планируем увеличение темпов роста этого показателя, что обусловлено ростом уровня зрелости отечественных заказчиков в целом и тем кредитом доверия, который ВСС очень бережет и старается наращивать.

CNews: Какие сервисные направления будут, по вашим ожиданиям, развиваться наиболее динамично в ближайшие годы?

Илья Тудер: В первую очередь управленческий консалтинг, консалтинг по внедрению процессов ITIL, аутсорсинг ИТ-функций внутренних подразделений.

CNews: Спасибо.