BCC вошла в пятерку лидеров в предоставлении ИТ-услуг (Рейтинг РА «Эксперт» — «Российские ИКТ, 2010»)

Центр обработки данных обеспечивает непрерывность бизнес-процессов и повышает коэффициент доступности

Виртуализация приложений — новый уровень реализации терминального доступа к корпоративным приложениям и данным

IPTV как стратегия развития (Связьинвест)

Вячеслав Абросимов, доктор технических наук, руководитель аналитической службы BCC Company

Проекты IPTV прочно занимают мысли коммерческих и технических директоров МРК. «Внедрять нельзя откладывать». Пожалуй, ни у кого не осталось сомнений, в каком месте этой фразы следует поставить запятую. Вместе с тем число проблем при реализации таких проектов пока существенно превышает количество обоснованных решений. Ряд участников рынка считает, что ключевая составляющая IPTV-проектов имиджевая, а с коммерческой точки зрения это некоторое дополнение к услуге широкополосного доступа. Однако более правильно рассматривать IPTV как принципиально новый комплекс услуг, позволяющий обеспечить традиционным операторам долгосрочную конкурентоспособность. Именно такую стратегическую линию «выживания» продвигают зарубежные операторы связи, столкнувшиеся некоторое время назад с проблемами оттока клиентов к другим провайдерам платного телевидения.

Понимание IPTV как нового вида бизнеса приводит к необходимости трансформации бизнес-моделей оператора, характера его взаимодействия с партнерами и клиентами. Операторам приходится решать ряд совершенно новых задач: искать на еще несформировавшемся рынке кондиционный контент, получать лицензии и т. д. На самом деле все процессы создания инфраструктуры и предоставления новых услуг IPTV можно упростить, если правильно расставить акценты на возникающих проблемах и поручить их решение специалистам высокой квалификации.

По нашему мнению, подход к развитию проектов IPTV должен основываться на трех основных положениях.

  1. Необходимо четко позиционировать услуги и построить долгосрочную стратегию их вывода на рынок. Стратегия, взаимосвязанная с миссией, целями и задачами оператора, должна быть направлена на достижение ключевых преимуществ, завоевание доли рынка, сохранение и приобретение абонентской базы. Основное требование к услуге — высокое качество (как контента, так и процесса предоставления услуг). Позиционирование должно найти свое отражение в каталогах (паспортах) услуг IPTV, описывающих спектр продаваемых и перспективных услуг и определяющих стандартные для оператора бизнес-процессы, тарифную политику, возможности по пакетированию услуг и др. В ходе продаж ориентироваться, как представляется, следует в первую очередь на высокодоходный клиентский сегмент, который в России неуклонно расширяется.

  2. Для предоставления новых услуг высокого качества необходима специальная IPTV-инфраструктура операторского класса, которая совместно с существующей должна позволить в полной мере реализовать имеющиеся конкурентные преимущества МРК, как например, наличие разветвленных телекоммуникационных сетей. Основными требованиями должны быть не столько минимизация стоимости разработки, сколько вопросы будущей технической поддержки, устойчивости взаимоотношений с поставщиками контента, возможности по оперативному вводу новых услуг, эффективность условий расчетов за контент и др. Решение, разумеется, не должно ограничивать самостоятельность бизнеса оператора и его региональных подразделений. Возможности конфигурации всей инфраструктуры предоставления услуг IPTV под потребности каждого из региональных рынков могут обеспечиваться за счет открытости архитектуры решения. При этом на каждом уровне агрегации размещается необходимое программное обеспечение, предоставляющее возможности контроля бизнес-процессов и непосредственной работы с абонентами по подключению к услугам, их оплате и сбору статистики.

  3. При взаимодействии с контент-провайдером необходимо разделять функции и ответственность, что особенно важно сегодня, в условиях правовой недоопределенности предоставления услуг IPTV. При этом за основу целесообразно взять идею «единства» — единой точки формирования и распространения контента, обеспечения шифрования видеоконтента и распространения ключей, а также единой точки расчетов за потребленные услуги.

В целом реализация таких положений приводит к концепции так называемого централизованного решения. При этом большая часть капитальных затрат при создании программно-аппаратного комплекса переносится на поставщика услуг, который и обеспечивает доставку контента в единую точку его распространения (при необходимости до отдельного оператора). В итоге оператор покупает постоянно обновляемый телевизионный контент не на рынке, а у поставщика услуг, централизованно решающего все проблемы, связанные с лицензированием, качеством и шифрованием. При этом перечень возможностей оператора может быть расширен за счет продажи местного контента, его тиражирования, оперативного обмена на всех уровнях агрегации.

Централизованное решение позволяет снизить операционные расходы на одного абонента за счет централизации бизнес-процессов предоставления контента, универсальности платформы и оборудования, поставляемых системным интегратором, масштабируемости решения, квалификации персонала и, что немаловажно, централизации запасного оборудования. Необходимая поддержка осуществляется относительно небольшими силами оператора с привлечением оn-line-поддержки системного интегратора и поставщика услуг.

За счет тиражируемости элементов централизованного решения IPTV, использования приобретенного ранее опыта внедрений и квалификации субподрядчиков существенно сокращаются также сроки разработки и внедрения решения. Таким образом, оператор может первым занять пока еще не везде и не всеми обнаруженную рыночную нишу для нового бизнеса, в полной мере реализовав свои стратегические конкурентные преимущества.