TelecomTV — универсальная масштабируемая платформа предоставления мультимедийных услуг

Центр обработки данных обеспечивает непрерывность бизнес-процессов и повышает коэффициент доступности

BCC вошла в пятерку лидеров в предоставлении ИТ-услуг (Рейтинг РА «Эксперт» — «Российские ИКТ, 2010»)

Самый дружественный рынок (CIO)

Источник информации: http://offline.cio-world.ru/offline/2007/56/303211/

Принято считать, что сегмент системной интеграции — один из самых стабильных и благополучных на российском рынке ИТ. Его развитие не зависит от ситуации, складывающейся на таможне, на него практически не оказывают влияние изменения цен на комплектующие и сезонные колебания спроса. О том, соответствует ли подобное представление действительности, как развивался рынок системной интеграции в 2006 году и какие услуги наиболее востребованы заказчиками, мы беседуем с вице-президентом группы компаний BCC, генеральным директором компании BСC-Moscow Сергеем Каневым.

– Сергей Александрович, какие основные тенденции определяли развитие рынка системной интеграции в 2006 году? И что будет происходить в 2007?

– Прошедший год был успешен для всех компаний — системных интеграторов. Основной причиной этого стали общеэкономические тенденции последнего времени в нашей стране. Системные интеграторы стали участниками крупнейших государственных и отраслевых проектов. Причем многие из этих проектов являются частью подготовки России по вхождению в ВТО. В 2006 году рынок системной интеграции вырос приблизительно на 30%. Причем приблизительно такой же рост, от 30 до 40%, показывают все крупнейшие компании, действующие в этом сегменте. И пока рост экономики сохраняется, рост нашего рынка будет таким же.
При этом в бизнесе многих компаний по-прежнему довольно большую часть занимают проектные поставки. Прежде всего потому, что до сих пор во многих отраслях российской экономики, а также в государственном секторе начато и продолжается построение ИТ-инфраструктуры. Однако доходность этого направления бизнеса невысока.
В наступившем году развитие рынка системной интеграции во многом будет определять тот факт, что многие компании начнут подготовку к выпуску акций. А для этого в первую очередь потребуется привести системы управления в соответствие с международными стандартами. Кроме того, на развитие нашего рынка, несомненно, будет оказывать влияние дальнейшее укрупнение компаний и появление новых, в том числе и международных, холдингов. Как правило, все эти процессы также не обходятся без участия системных интеграторов, которые осуществляют внедрение информационных систем и технологий, помогают в построении информационной политики компаний.
Поскольку по-прежнему основная борьба на рынке идет «за клиента», это приводит к тому, что все чаще системные интеграторы стараются предлагать компаниям не типовые проекты, а индивидуально разработанные решения. Это уже стало своего рода тенденцией.

– Получается, что сегодня у системных интеграторов практически нет серьезных проблем?

– Возможно, именно благодаря сегодняшней благоприятной экономической ситуации сегмент системной интеграции выглядит несколько более благополучным, чем другие сегменты рынка информационных технологий. Однако это не означает, что проблем нет, просто у проектного бизнеса существуют свои особенности.
Проекты становятся все значительнее и по времени, и по затратам. Довольно часто, развиваясь, они «перерастают» один в другой. Все это позволяет компаниям развиваться. Однако одной из особенностей рынка системной интеграции является то, что развитие компаний происходит внепланово и неровно. Случается, что компания выполняет годовой план за один квартал. Кроме того, направление развития компании, ее специализация напрямую связаны с ведущимися проектами. Экспертом во всех областях одновременно быть невозможно. Таким образом, одной из тенденций, определяющих приоритетные направления развития рынка системной интеграции, является специализация с последующим интенсивным накоплением и развитием компетенций в данном секторе.
Так, например, наша компания делает ставку на инновационные технологии в области связи, энергетики, транспорта. Оставаясь поставщиком типовых промышленных решений, мы анализируем технологические рынки, изучаем тенденции, выбираем технологии и решения, которые могут дать клиентам качественный рывок в бизнесе. Прежде всего, это необходимо быстроразвивающимся отраслям, таким, как финансовый сектор, промышленность, телекоммуникации. Именно для компаний из этих секторов рынка наиболее актуальным является повышение своей конкурентоспособности.

– Может ли системный интегратор заранее предугадать и спланировать свою специализацию?

– Планирование в первую очередь связано с возможностями компании. Наверное, каждая фирма сталкивалась с ситуацией, в которой рыночный тренд, собственный опыт и опыт других компаний подсказывал, какие именно технологии стоит развивать и какие услуги будут в скором времени наиболее востребованными. Однако при том дефиците кадров, с которым сейчас столкнулись все системные интеграторы, фокусироваться на сегментах, которые еще не востребованы рынком, нецелесообразно. Системный интегратор — это высокоадаптивная структура, которая должна отражать потребности рынка и перераспределять свои ресурсы в зависимости от масштаба проектов и их важности.
Поэтому развитие компаний в большей степени определяется теми проектами, которые обсуждаются в настоящий момент и во многом основываются на тех процессах, которые проходят у заказчиков, на их технологической стратегии и бюджете.
Конечно, каждый интегратор пытается по мере сил развивать ту нишу, в которой он чувствует себя наиболее компетентным, и предлагать заказчикам решения, которые выгодно отличают его от конкурентов. Однако стоит понимать, что вкладывать ресурсы в развитие своего конкурентного преимущества можно только тогда, когда это подкрепляется реальными проектами. Никто не может и не будет наращивать ресурсы, если не предполагается их использование.
Сейчас во многих компаниях создаются группы экспертов, которые могут не только прогнозировать дальнейшее развитие, но и помогать заказчикам планировать их потребности. И на основании такой вот «более плотной» работы с клиентами предлагать им необходимые для их развития технологии.
Конечно, случаются ситуации, в результате которых компании удается довольно быстро занять определенную технологическую нишу. Однако это пока скорее исключение из правил. Стоит понимать, что какую бы передовую технологию ни пытался вывести на рынок системный интегратор, если рынок к ней не готов, она не будет востребована. Рынок следует подготавливать к выводу технологии. Разговор с заказчиком должен строиться не на технологическом уровне, а на экономическом, клиент должен четко представлять, какую эффективность он в результате получит. В последнее время специалисты нашей компании постоянно общаются не только с CIO компаний, но и проводят активную работу со всем менеджментом.

– Можно ли выделить новые услуги, которые были наиболее востребованы заказчиками в 2006 году?

– Ответить на этот вопрос однозначно довольно трудно. Прежде всего потому, что разные отрасли в России имеют разный уровень развития. Так, в государственных учреждениях и некоторых отраслях промышленности до сих пор активно потребляются инфраструктурные решения. С другой стороны, некоторые наиболее передовые отрасли уже давно осуществляют внедрение самых передовых решений. Скажем, постепенно растет спрос на аутсорсинговые услуги. В первую очередь, это связано с приходом на российский рынок зарубежных компаний, чьи бизнес-процессы позволяют полностью передать ИТ-обеспечение на аутсорсинг. Однако до сих пор в России доля аутсорсинговых услуг не является значимой с точки зрения объема бизнеса в интеграторских компаниях.
Предприятиям розничной торговли сейчас требуются решения, помогающие им продвигаться в регионы. В телекоммуникационном секторе происходят свои интересные процессы, которые могут определить стратегию развития операторов связи на ближайшие десятилетия. Прежде всего речь идет о развитии новых интерактивных услуг. Именно это направление, несомненно, приведет к изменению роли оператора на рынке. Если до сих пор основные участники рынка (прежде всего это относится к компаниям, входящим в структуру «СвязьИнвеста») занимали пассивную позицию и «шли на поводу» у клиентов, теперь они начинают планировать, какие услуги, в каком объеме и в каком качестве будут востребованы в самое ближайшее время. Кроме того, государство объявило программу развития цифрового телевидения. В результате операторы связи будут и должны предлагать все новые услуги населению, а для этого им потребуется не только наращивание инфраструктуры, но и внедрение новых технологических решений, которые могут предложить системные интеграторы. У нас в этой области уже запущен ряд очень интересных проектов.

– Бизнес вашей компании развивается не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Краснодаре и Новосибирске. В чем состоят особенности развития региональных системных интеграторов?

– Главное отличие региональных рынков состоит в менталитете региональных клиентов. Местные компании меньше склонны к переменам, они стараются не менять своих поставщиков и предпочитают развиваться вместе со своей компанией-интегратором.
С другой стороны, общая тенденция централизации, в результате которой многие региональные компании стали частью крупных холдингов, привела к тому, что выбор поставщиков зачастую происходит в Москве. Как правило, столичный интегратор отличается размером бизнеса, сложностью и разнообразием проектов, которые он может вести. Конечно, местная компания может гораздо плотнее работать с заказчиком, она всегда «под рукой». Однако стоит понимать, что небольшие «нишевые» решения, которые предлагает региональная компания, могут не соответствовать стандарту той отрасли, в которой работает заказчик. И в результате в том случае, когда предприятие-заказчик становится частью более крупной структуры, систему, внедренную местным интегратором, довольно часто приходится заменять. Все это заставляет региональных интеграторов работать не самостоятельно, а в связке с крупными столичными компаниями.
При этом стоит отметить, что наш рынок в целом один из наиболее дружественных. Несмотря на постоянную конкуренцию, тендеры и конкурсы, все прекрасно понимают, что ни один интегратор не в состоянии забрать себе все проекты во всех регионах.

Наталья Басина
Журнал "CIO" №1 от 22.01.2007