TelecomTV — универсальная масштабируемая платформа предоставления мультимедийных услуг

Центр обработки данных обеспечивает непрерывность бизнес-процессов и повышает коэффициент доступности

Виртуализация приложений — новый уровень реализации терминального доступа к корпоративным приложениям и данным

Валерий Липкин: ИТ-компания превращается в бизнес-партнера («Стандарт»)

Источник информации: http://www.comnews.ru/index.cfm?tid=615&materialid=34783

Ориентация на бизнес-задачи, системный подход и комплексность реализуемых проектов — это общий тренд развития ИТ-компаний и рынка системной интеграции в 2007 году, отмечает президент BCC Валерий Липкин. При этом катализатором здесь выступает телеком. Своим видением рынка и прогнозами на 2008 год Валерий Липкин поделился с корреспондентом журнала «Стандарт» Сергеем Громовым.

— На фоне насыщения рынка традиционными услугами связи сейчас очень много говорится о необходимости перехода телеком-компаний от инфраструктурной к сервисно-ориентированной бизнес-модели. Насколько далеко, на ваш взгляд, телекомы продвинулись в этом направлении?

— Конкуренция на рынке требует от операторов связи постоянного развития портфеля услуг. Возможности, которые предоставляют новые технологии, являются основой развития, которое затрагивают как инфраструктурный уровень, так и бизнес-процессы. Один за другим операторы связи объявляют о запуске в эксплуатацию инновационных услуг, бизнес-модель предоставления которых принципиально отличается от «инфраструктурной» модели оказания голосовых услуг. Особенно это заметно при внедрении видеосоставляющей стека услуг Triple Play. Так, например, оказание услуг IPTV требует организации принципиально иного уровня взаимодействия с абонентом (продажа услуги, техническое обслуживание и пр.), контент-провайдерами и сторонними разработчиками сервисов, управления жизненным циклом контента и многого другого, с чем ранее оператор не сталкивался. C точки зрения развития сетевой и ИТ-инфраструктуры, виден очень высокий интерес, проявляемый большинством операторов к рациональным концепциям и технологиям (например, к технологии IP Multimedia Subsystem — IMS), которые позволяют плавно, с сохранением сделанных ранее инвестиций, перейти от аналого-цифровых сетей с коммутацией каналов к IP-сетям и, как следствие, к возможности предоставления всего разнообразия услуг Triple Play (голос, данные, видео) с заданным качеством обслуживания (Quality of Service — QoS). То есть совершенно очевидно, что речь идет не о далеких планах, а о самой ближайшей перспективе.

— Как это меняет характер взаимодействия оператора и интегратора?

— Меняет коренным образом — ИТ-компания из поставщика узкого спектра ставших уже привычными продуктов, решений и услуг превращается в долгосрочного бизнес-партнера, реализующего комплексные проекты с использованием широкого спектра новейших технологий, нацеленные в конечном итоге на формирование стратегических конкурентных преимуществ оператора в ситуации перехода рынка в стадию насыщения традиционными услугами. Что, разумеется, предъявляет принципиально иные требования к нам в части понимания рынка и потенциала новых ниш, развития широкого спектра новых технологических компетенций, возможностей по выстраиванию гибких схем финансирования проектов. Стоит отметить и такое принципиальное требование, как сжатые сроки реализации масштабных проектов, которые осуществляются в основном за счет заемных средств. Оператор не может ждать 2-3 года, пока проект будет завершен, не имея возможности возвращать кредиты с получаемых от оказания услуг доходов. Поэтому крайне важно умение так планировать этапность реализации проекта, чтобы на каждом этапе оператор получал законченное работоспособное решение, пусть и с ограниченной функциональностью, но на котором уже можно зарабатывать деньги. При этом проектное решение должно иметь возможность дальнейшего развития как по увеличению абонентской базы, так и по спектру предоставляемых услуг. Это требует от нас, наряду с наличием соответствующих технологических компетенций, глубокого анализа текущих и перспективных потребностей в услугах связи. Этот перечень требований — беспрецедентен, и в таком сочетании пока не предъявляется заказчиками других «вертикалей». Но ориентация на бизнес-задачи, системный подход и комплексность реализуемых проектов — это общий тренд развития ИТ-компаний, все больше востребованный и заказчиками других отраслей, а телеком выступает его мощным катализатором.

— В прошедшем 2007 году BCC Company добилась значительных успехов в сотрудничестве с операторами связи. За счет чего?

— Да, это так — в прошлом году нами реализован и начат целый ряд очень интересных, а зачастую уникальных по своей сложности проектов для крупнейших телекоммуникационных компаний России. И совершенно очевидно, что этот успех не был случаен — совокупность накопленного в BCC широкого спектра технологических экспертиз ориентирована на вывод наиболее важных сейчас для телекомов новых услуг. Например, развиваемая BCC последние четыре года IPTV-тематика и создание уникального по своим функциональным возможностям сертифицированного комплекса для предоставления доступа к мультимедийной информации дали нам возможность выйти на рынок с готовым, отработанным решением, что позволило в сжатые сроки успешно реализовать ряд крупных проектов по их внедрению на сетях крупнейших операторов связи. А совместная работа наших бизнес-аналитиков и специалистов компаний-операторов позволила выработать четкое технико-экономическое обоснование этих проектов, включая тарифную политику и другие аспекты. Также стоит отметить накопленную нами экспертизу в области глубокой модернизации магистральных, внутризоновых и региональных сетей связи операторов, необходимой для массового оказания услуг широкополосного доступа, внедрения и интеграции OSS/BSS, портальных решений, создания центров обработки данных, систем дистанционного обучения — то есть всего того, что и составляет комплексный бизнес-проект.

Несмотря на то что BCC традиционно ориентирована на реализацию именно комплексных проектов, масштаб, комплексность, новизна решаемых задач — все это, с одной стороны, стало новым «вызовом» для нас, а с другой — дало уникальную возможность значительно усилить и развить нашу экспертизу в области управления комплексными проектами. Ведь здесь крайне важна системность подхода — как и живой человек, бизнес оператора должен развиваться гармонично, а в большом количестве составляющих важно не потерять конечную цель.

Необходимо четко понимать цепочку (программу) проектов, правильно выстраивать последовательность их реализации на основе знания как текущих, так и среднесрочных и стратегических задач компании-оператора. Наряду с этим, при реализации комплексных бизнес-проектов необходимо оптимальным образом обеспечить взаимодействие всех задействованных в его реализации служб. А это и коммерческий блок, и служба эксплуатации сети, и службы, осуществляющие строительство капитальных объектов, и ИТ-служба, и финансисты. Также крайне важный момент — предоставление гибких, приемлемых для оператора схем финансирования таких проектов. Все это, повторюсь, беспрецедентный перечень требований к ИТ-компании, переводящий ее в ранг бизнес-партнера по реализации комплексных проектов.

— Каковы ваши прогнозы на 2008 год, что следует ждать от него?

— 2008 год будет непростым, но при этом крайне важным для успешной реализации стратегических задач телекомов. С одной стороны, бум на потребительских рынках в России, несомненно, будет иметь место и в 2008 году, и окажет положительное влияние и на увеличение спроса как на традиционные, так и на новые телеком-услуги. С другой стороны, произойдет удорожание заемных средств, за счет которых осуществляется развитие сети операторов, что усложнит задачу расширения спектра услуг и абонентской базы. Поэтому вопросы организации оптимальных схем финансирования проектов выйдут на первый план.

Продолжатся и проекты по цифровизации сетей. Но не только они. С учетом того, что весьма значительные инвестиции были уже осуществлены операторами связи ранее, очевидно, что наиболее правильным решением в этой ситуации будет являться реализация проектов «верхнего» уровня. Проектов, повышающих отдачу от инвестиций прежних лет за счет интеграции различных систем, позволяющих повысить эффективность работы в звене «оператор — клиент» и обеспечивающих необходимую поддержку клиентов при предоставлении традиционных и новых услуг.

Среди таких проектов мы видим online-интеграцию информационных систем оператора, необходимую для реализации сквозных бизнес-процессов предоставления новых сложных услуг; внедрение портальных решений, позволяющих упростить и облегчить использование услуг абонентам; расширение функционала систем мониторинга, контроля качества и совершенствования систем поддержки клиентов; продолжение проектов по централизации систем и повышения их отказоустойчивости. В целом, в 2008 году перед операторами связи стоят весьма непростые задачи, и мы, как их бизнес-партнер, приложим все усилия, чтобы этим задачам соответствовать.