Проекты «под ключ» — это специализация ВСС на рынке инжиниринговых и общестроительных работ

Центр обработки данных обеспечивает непрерывность бизнес-процессов и повышает коэффициент доступности

Виртуализация приложений — новый уровень реализации терминального доступа к корпоративным приложениям и данным

Реструктуризация ИТ-инфраструктуры за счет терминальных решений (Intelligent Enterprise)

Источник информации: http://www.iemag.ru/projects/detail.php?ID=18310

Использование терминальных решений — довольно распространенный прием, который позволяет оптимизировать ИТ-инфраструктуру и сократить затраты. И проект в компании «Аконит» — типичный тому пример. В 2007 году перед фармацевтическим холдингом «Аконит» встала задача, характерная для множества российских компаний: создание единой информационной системы, объединяющей головной офис и пять филиалов холдинга.

«Быстрый» бизнес

«Аконит» — вертикально интегрированный холдинг, включающий сеть аптек, производственные и транспортные предприятия, дистрибьюторскую компанию. До поры до времени в филиалах использовались отдельные системы производства «1С» разных версий, их сотрудники не имели доступа к информации центрального офиса и склада, соответственно и электронный заказ необходимых позиций с него был им недоступен. Заказ на доставку товаров сначала согласовывался по телефону, а затем по факсу отправлялся в головную компанию. Общая задержка в актуальности информации составляла как минимум сутки, что для фармдистрибуции совершенно недопустимо. Ведь если задержка отгрузки со склада превышает разумные сроки, клиент заказывает необходимый товар в другом месте, у других дистрибьюторов. Продажа лекарств — очень «быстрый» бизнес, оборачиваемость большей части ассортимента в одной аптеке составляет примерно три дня, поскольку действует по принципу «привезли — раскупили», поясняет Вячеслав Генеральский, директор по ИТ холдинга «Аконит».

Поэтому с точки зрения бизнеса ключевой задачей было обеспечение актуальности и доступности информации. Её решением является централизация всех баз в головном офисе компании. Это позволяет существенно упростить выполнение многих оперативных и управленческих процессов.

Кроме того, существовавшая ранее ИТ-инфраструктура на базе различных схем связи с филиалами приводила к несогласованности решаемых задач, которые зачастую приходилось решать повторно; был велик объем регламентных работ. В каждом филиале было от четырёх до семи серверов. Ежедневный обмен данными на файловом уровне, «человеческий фактор», размытость зон ответст венности, устаревший парк вычислительной техники в филиалах, ненадежные каналы связи — эту «живописную» картину многие ИТ-руководители знают не понаслышке. Разумеется, от такого положения хотелось уйти.

Реструктуризация ИТ-инфраструктуры

В результате анализа были определены требования, которым должна удовлетворять новая ИТ-инфраструктура компании.

  1. Всем пользователям всех филиалов предоставляется возможность в защищённом режиме работать с актуальными данными, находящимися внутри холдинга. При этом их деятельность ведётся в привычном окружении (корпоративная информационная система, электронная почта, доступ в Интернет, сетевые файловые ресурсы, электронные торговые площадки).
  2. Данные приложений всегда актуальны, т.е. работа осуществляется в режиме онлайн (все пользователи работают с единой БД).
  3. Для обеспечения конфиденциальности данные из управленческих систем между филиалами и головным офисом передаются только в зашифрованном виде.
  4. Необходима альтернативная схема работы бизнес-приложений с допустимой потерей скорости связи не более 30% с сохранением всего вышеперечисленного функционала.
  5. Масштабируемость предлагаемого решения позволяет подключить к работе с данными и приложениями значительно (в два-три раза) больше, чем в настоящее время, пользователей и применять специфическое программное обеспечение.
  6. Приемлемая скорость печати большого объема графической информации.

Эти требования и послужили базовыми при выборе продукта. Был проведен тендер, который выиграла компания BCC, предложившая решение на базе технологий Citrix. «Согласно предварительным заявлениям вендора и подрядчика ПО Citrix имеет такие преимущества, как автоматическое распределение нагрузки и управление информационными потоками, — поясняет Вячеслав Генеральский. — Оно обладает необходимым набором технологий для обеспечения эффективной работы удалённых сотрудников: сжатие данных, поддержка подключения, отказоустойчивость всей терминальной системы».

Организация терминального доступа к приложениям выполнена на основе Citrix Presentation Server, Microsoft Terminal Server и Citrix Client. Аппаратное обес пе чение — блейд‑система IBM Blade Center HS 21 из четырёх серверов. Связь между головным офисом и филиалами в Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске обеспечена через IP VPN на основе высоко скоростных каналов «Ростелекома». В случае прерываний основного канала соединение автоматически переключается на каналы связи с использованием Интернета, доступ в который предоставляет альтернативный провайдер.

Снижение затрат и повышение надежности

Проект продолжался около полугода. В целом поставленная бизнесом задача была полностью выполнена в указанные сроки. Минимизация рисков достигнута за счет скрупулезной проработки всех вопросов на подготовительном этапе, проведенной менеджером проекта Сергеем Кузиным. В результате удалось централизовать основные бизнес-приложения, в том числе корпоративную информационную систему на платформе «1С: Предпритяие» 8.1, систему заказов «Провизор», почтовую систему Microsoft Exchange. Были централизованы и единые файловые ресурсы. «Особо отмечу, что в рамках проекта совмест ными усилиями сотрудников нашего ИТ‑департамента и компании ВСС была решена проблема терминальной печати, — говорит Вячеслав Генеральский. — Для нас это очень важно, поскольку печать является одной из самых критичных областей работы КИС».

Масштабируемость заложена в самом решении, так что добавление того или иного приложения в терминальный до ступ — это уже рутинная, полностью описанная и задокументированная процедура, подчеркивает Вячеслав Гене ральский. Причем возможности Citrix позволяют региональным представителям работать со всеми необходимыми бизнес-приложениями на «тонком» канале (модемная связь).

Уникальность данного проекта, считает Вячеслав Гене раль ский, состоит в том, что в одном проекте были совме щены практически несовместимые задачи:

Общий результат, по словам Вячеслава Генеральского, заключается в снижении затрат на сопровождение ИТ, повышении надежности и прозрачности ИТ‑систем. Теперь в каждом филиале нужен только один сервер. В настоящее время систему терминального доступа обслуживают два высококлассных специалиста, тогда как до её внедрения в группе администрирования было четыре человека, и такое сокращение персонала произошло на фоне реализации других ИТ-проектов. Оценить экономический эффект с точки зрения бизнеса затруднительно, поскольку параллельно с данным проектом проходили определенные изменения в самой компании, так что определить влияние различных факторов на конечный результат весьма проблематично.

Терминальные решения: практика интегратора

Олег Дмитриев, ведущий эксперт по продуктам Citrix, компания ВСС Group

Самый горячо обсуждаемый сейчас вопрос — как вести бизнес в условиях крайней нестабильности и зачастую невозможности даже кратко срочного планирования. А наибо лее распространенный ответ — перейти на «ручное управление», когда принципиальные для развития компаний решения принимаются не раз в год при утверждении годовых планов, а фактически ежедневно и ежечасно.

В таком случае руководители должны получать актуальные данные фактически в режиме реального времени, и для территориально распределенного предприятия иного выхода, кроме использования терминального доступа к централизованным приложениям, просто нет. При этом обеспечить поступление информации в центр недостаточно, нужно добиться её непротиворечивости, в частности, через соблюдение принципа однократного ввода данных в систему, использование единых справочников и т.п. Кроме того, необходимо иметь средства анализа этой информации — как правило, это системы класса BI. Только тогда будет достигнут максимальный эффект, позволяющий буквально за несколько месяцев и даже недель окупить затраты на внедрение.

Основные контраргументы против терминальных решений обычно заключаются в том, что это дороже традиционного подхода, во‑первых, из‑за лицензий на ПО, а во‑вторых, из‑за того, что потребуются более мощные серверы в центре. На самом деле, и это факт известный, общая стоимость владения (TCO) единого мощного сервера ниже, чем TCO множества постоянно ломающихся и требующих обслуживания по всей географии присутствия компании слабеньких машин. А непосредственно для терминального ПО мощные серверы вообще не требуются.

Если взглянуть на стоимость решения шире, то в ситуации с высокой степенью неопределенности, когда за пару дней можно просто лишиться бизнеса либо упустить дополнительную прибыль, традиционный подход неприемлем. И стоимость внедрения «терминалки» нужно рассматривать именно с точки зрения возможных потерь и упущенной выгоды, а она даже для среднего и малого бизнеса (СМБ) на порядок выше затрат.

Как же оценить возможную экономию от внедрения терминальных решений в категории таких сложных материй, как упущенная выгода и косвенные убытки? До начала проекта мы обязательно делаем предпроектный аудит и бесплатно предоставляем заказчикам, особенно из сектора СМБ, примерное техническое обоснование проекта. То есть заказчик заранее видит прообраз своей будущей системы, и с этими цифрами на руках ему уже проще проводить сравнение с размерами возможных потерь, когда он знает специфику своего бизнеса. Чем больше размер организации и более развита её региональная сеть, чем динамичнее её бизнес, тем выше мотивация к внедрению терминальных решений. Ибо иными ИТ‑средствами, кроме как терминальным доступом, добиться оперативности поступления данных в центр принятия решений пока не удается. К примеру, Web-клиенты, на которые возлагалось много надежд как на альтернативные технологии, пока в работоспособном виде существуют далеко не для всех даже наиболее распространенных корпоративных приложений, к тому же это не столь универсальная технология доступа по сравнению с «терминалкой».

Каналы связи имеют ключевую ценность для работы терминальных решений, особенно в регионах. Падает канал — останавливается бизнес. Мы выполняли проекты для банков, чьи отделения расположены в зоне вечной мерзлоты. Там единственные каналы — спутниковые, использование которых часто приводит к задержкам передачи в 250 мс и более. В продуктах Citrix есть буферизация, позволяющая сгладить негативный эффект от задержек в канале связи, хотя это и не панацея. Но люди работают, так как иных вариантов оперативного взаимодействия с ЦОДом головного офиса у них нет. Подчеркну: операторы связи много делают для улучшения ситуации с каналами, и на «большой земле» проблемы с этим как таковой уже нет. Для терминального доступа вполне достаточно обычного GPRS.

В терминальных средах работают самые разнообразные приложения (почти 99% из существующих сегодня) — от Microsoft Office до SAP ERP. Конечно же, хитом является связка «1С» — Citrix. Такое сочетание достигнуто в силу особенностей архитектуры «1С» и удачных характеристик самого популярного продукта Citrix — Presentation Server (ныне XenApp). Не поддаются виртуализации только редкие продукты, требующие прямого доступа к оборудованию.

Одной из основных технических трудностей внедрения терминальных решений является необходимость перехода на трехзвенную архитектуру, для чего требуется «стыковка» ПО Citrix с серверами приложений и адаптация приложений заказчика к инфраструктуре терминального доступа. Это весьма нетривиальная задача, особенно для тех приложений, которые созданы на базе интерпретируемых языков (встроенный инструментарий системы «1С», Visual Basic For Applications, ABAP for SAP), но мы умеем её решать, и каждый новый проект добавляется в копилку такого опыта. В случае с «Аконитом» это была проблема удаленной печати сертификатов на препараты, которую нам удалось решить.

Ольга Мельник