BCC вошла в пятерку лидеров в предоставлении ИТ-услуг (Рейтинг РА «Эксперт» — «Российские ИКТ, 2010»)

Виртуализация приложений — новый уровень реализации терминального доступа к корпоративным приложениям и данным

Проекты «под ключ» — это специализация ВСС на рынке инжиниринговых и общестроительных работ

«Аэрофлот» осуществляет переход на СОА (CNews)

Источник информации: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2008/10/08/321921_1

Переход на сервис-ориентирванную архитектуру позволяет на ином качественном уровне реализовать поддержку сквозных бизнес-процессов. Однако при всех достоинствах этой архитектуры реальных проектов построения СОА в России пока единицы. Одним из наиболее масштабных в России, да и в мировой авиаиндустрии, является проект создания СОА в компании «Аэрофлот — Российские авиалинии». Переход на СОА является стратегической задачей для компании и пока далек от завершения, но уже сделан принципиально важный шаг — создана центральная интеграционная шина класса ESB и идет подключение к ней более десятка информационных систем, обеспечивающих производственную деятельность компании. Партнером выступает BCC Group.

Корпоративные информационные системы (КИС) авиакомпаний состоят из множества узкоспециализированных программных приложений, поддерживающих как бизнес-процессы верхнего уровня, так и технологические и производственные процессы авиаперевозчиков, связанные с управлением полетами, обслуживанием авиапарка, взаимодействием с пассажирами. В последние годы на первый план для авиакомпаний вышла необходимость он-лайн интеграции существующих приложений для получения актуальной и непротиворечивой информации о деятельности компании, дающей возможность оперативного принятия оптимальных управленческих решений. Вопрос гибкости ИТ-инфраструктуры, возможности ее быстрой адаптации к изменяющимся требованиям бизнеса становится актуален для многих компаний, особенно работающих в высоко конкурентных отраслях, каким является и рынок авиаперевозок. В нынешней нестабильной экономической ситуации выиграет тот, кто в наибольшей степени готов, в том числе технологически, принимать грамотные решения и быстро адаптироваться к изменениям бизнес-среды.

Начало СОА

Среди российских компаний-авиаперевозчиков «Аэрофлот — Российские авиалинии» обладает, пожалуй, наиболее масштабной и сложной корпоративной информационной системой. В ее состав входит около 200 программных приложений. Среди используемых в «Аэрофлоте» ИТ-систем как новые продукты ведущих вендоров, включая ERP-систему SAP, так и системы, разработанные на заказ много лет назад. КИС «Аэрофлота» поддерживает функционирование и управление всеми основными бизнес-процессами компании, и для повышения уровня этой поддержки крайне важны высокий уровень интеграции разнородных информационных систем, а также надежность и отказоустойчивость как самих систем, так и механизмов их взаимодействия.

«Аэрофлот» контролирует 51% российского рынка регулярных международных перевозок и примерно 12% внутренних авиаперевозок

Переход на сервис-ориентирванную архитектуру позволяет на ином качественном уровне реализовать поддержку сквозных бизнес-процессов. Однако при всех достоинствах этой архитектуры реальных проектов построения СОА в России пока единицы. Одним из наиболее масштабных в России, да и в мировой авиаиндустрии, является проект создания СОА в компании «Аэрофлот — Российские авиалинии». Переход на СОА является стратегической задачей для компании и пока далек от завершения, но уже сделан принципиально важный шаг — создана центральная интеграционная шина класса ESB и идет подключение к ней более десятка информационных систем, обеспечивающих производственную деятельность компании. Партнером выступает BCC Group.

Корпоративные информационные системы (КИС) авиакомпаний состоят из множества узкоспециализированных программных приложений, поддерживающих как бизнес-процессы верхнего уровня, так и технологические и производственные процессы авиаперевозчиков, связанные с управлением полетами, обслуживанием авиапарка, взаимодействием с пассажирами. В последние годы на первый план для авиакомпаний вышла необходимость он-лайн интеграции существующих приложений для получения актуальной и непротиворечивой информации о деятельности компании, дающей возможность оперативного принятия оптимальных управленческих решений. Вопрос гибкости ИТ-инфраструктуры, возможности ее быстрой адаптации к изменяющимся требованиям бизнеса становится актуален для многих компаний, особенно работающих в высоко конкурентных отраслях, каким является и рынок авиаперевозок. В нынешней нестабильной экономической ситуации выиграет тот, кто в наибольшей степени готов, в том числе технологически, принимать грамотные решения и быстро адаптироваться к изменениям бизнес-среды.

Начало СОА

Среди российских компаний-авиаперевозчиков «Аэрофлот — Российские авиалинии» обладает, пожалуй, наиболее масштабной и сложной корпоративной информационной системой. В ее состав входит около 200 программных приложений. Среди используемых в «Аэрофлоте» ИТ-систем как новые продукты ведущих вендоров, включая ERP-систему SAP, так и системы, разработанные на заказ много лет назад. КИС «Аэрофлота» поддерживает функционирование и управление всеми основными бизнес-процессами компании, и для повышения уровня этой поддержки крайне важны высокий уровень интеграции разнородных информационных систем, а также надежность и отказоустойчивость как самих систем, так и механизмов их взаимодействия.

В 2004 году в «Аэрофлоте» стартовал многоэтапный и долгосрочный проект по переходу на сервис-ориентированную архитектуру, получивший название «КСИП» — корпоративная система интеграции приложений. Долгосрочной целью перехода на СОА является обеспечение высокой надежности функционирования всей ИТ-инфраструктуры авиакомпании и обеспечение широких возможностей по оперативной и эффективной ее перестройке под требования бизнеса. В основу КСИП были положены интеграционные продукты IBM WebSphere. В качестве генерального подрядчика и основного исполнителя этого проекта была выбрана группа компаний BCC. Как отметил Валерий Липкин, президент BCC, «ценность качественных ИТ для бизнеса раньше других ощутили те российские компании, которые действуют на быстро изменяющихся рынках с высоким уровнем конкуренции. Именно на таком рынке успешно работает "Аэрофлот", и не случайно, что эта компания одной из первых в России приступила к СОА-интеграции своих бизнес-приложений».

«Аэрофлот — Российские авиалинии» — крупнейшая российская авиакомпания, перевозит более 8 млн человек в год, а вместе с дочерними компаниями — свыше 10 млн. Располагая авиапарком в количестве 84 воздушных судов, осуществляет собственные рейсы в 96 пункта 49 стран (всего — 302 рейса в день). Контролирует 51% российского рынка регулярных международных перевозок и примерно 12% внутренних авиаперевозок.

Компания основана в 1923 году, базируется в Москве, в международном аэропорту Шереметьево. В 2006 году «Аэрофлот» стал первой российской авиакомпанией, вступившей в глобальный альянс SkyTeam. Совместная маршрутная сеть альянса насчитывает 841 пункт в 162 странах. «Аэрофлот» — первая российская авиакомпания, получившая сертификат оператора международного авиационного стандарта производственной безопасности IOSA.

Технические сложности перехода на СОА, по словам Сергея Кирюшина, заместителя генерального директора, директора департамента ИТ компании «Аэрофлот», обусловлены несколькими причинами. Стандарты СОА не всеми вендорами проработаны в достаточной степени, и большинству представленных на рынке приложений еще предстоит пройти определенный путь, чтобы им соответствовать. Более того, не существует единых стандартов, которые помогали бы строить кросс-вендорные решения. Разные вендоры продвигают зачастую несовместимые друг с другом стандарты реализации сервис-ориентрированной архитектуры.

Как рассказал Сергей Кирюшин, выбор в пользу продуктов IBM был сделан потому, что этот вендор обладает наибольшим опытом в разработке платформ для создания сервисно-ориентированной архитектуры, продукты IBM действительно позволяют создавать мультиплатформенные системы, предлагают максимальную из представленных на рынке функциональность и соответствуют потребностям крупных предприятий. В принципе, задача интеграции данных может быть решена и другими способами, например, использованием ETL-систем для передачи информации в хранилища данных и систем класса BI. Но для сложной он-лайн интеграции многочисленных и разнородных приложений такой весьма распространенный и апробированный подход не приемлем.

Реализация проекта происходит согласно подходу, рекомендованному корпорацией IBM. Была создана центральная интеграционная шина класса ESB (Enterprise Service Bus, корпоративная сервисная шина) на основе продуктов IBM (IBM WebSphere MQ, IBM InterChange Server, IBM WebSphere Business Integration Adapters), к которой последовательно подключались приложения. Также решались такие задачи, как синхронизация нормативно-справочной информации, оперативный обмен данными между приложениями (через центральную интеграционную шину), создание оперативного хранилища данных (ОХД) — определение его структуры, первоначальная загрузка информации и организация постоянного ее пополнения на основании изменения данных в приложениях-участниках КСИП.

Новые потребности

По мере присоединения к корпоративной системе новых ИТ-систем «Аэрофлота» возрастают требования к производительности и отказоустойчивости ее ядра — центральной интеграционной шине и аппаратной платформе, на которой она функционирует.

BCC — российская ИТ-компания, специализирующаяся на разработке комплексных решений и реализации масштабных проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий и инжиниринга. В 2007 году объем бизнеса превысил 300 млн долл. Компания располагает экспертизой в управленческом и бизнес-консалтинге, ИТ-консалтинге, услугах по внедрению и интеграции программных приложений, создании центров обработки данных, корпоративных мультисервисных сетей связи, инженерной инфраструктуры, АСУТП, строительстве сетей связи и разработке новых услуг операторского класса. С 2004 года система менеджмента качества компании сертифицирована на соответствие стандарту ISO 9001:2000.

Для обеспечения данных требований перед реализацией следующего этапа подключения новых информационных систем к КСИП специалистами компании ВСС было спроектировано модернизированное решение, полностью отвечающее возросшим требованиям по производительности и отказоустойчивости, и имеющее широкие возможности масштабирования при дальнейшем развитии КИСП. Основной сложностью в ходе проектирования стало беспрецедентное количество информационных потоков (более 120), которые необходимо было корректно реализовать. Проектов такой сложности для данного класса решений всего несколько в мире, и успешная реализация показала высокое качество продуктов компании IBM с одной стороны, и достаточность квалификации специалистов «Аэрофлота» и компании ВСС для решения самых сложных интеграционных задач — с другой. Для функционирования IBM Process Server V6 была создана территориально-распределенная отказоустойчивая аппаратная платформа на базе кластера из четырех RISC-серверов IBM Power общей мощностью 26 CPU. Она позволила обеспечить высокую надежность и доступность КСИП.

Тотальная интеграция

К концу года количество приложений «Аэрофлота», функционирующих через интеграционную шину, планируется увеличить до 17. В рамках проекта построения КСИП сегодня также осуществляется создание корпоративного портала «Аэрофлота» на базе IBM WS Portal Server, который призван предоставлять сотрудникам доступ к корпоративным сервисам, дать возможность их совместного использования и доступа в режиме он-лайн. Создание такого портала — это очевидное применение принципов сервис-ориентированной архитектуры для облегчения работы пользователей. Доступ к порталу основан на механизмах однократной регистрации (single sign-on). Также в числе уже реализуемых инициатив развитие online-взаимодействия между представительствами «Аэрофлота» в разных регионах с использованием централизованного решения с удаленным доступом. Ранее большинство систем в представительствах были локальными. Это, несомненно, также будет способствовать повышению оперативности в принятии управленческих решений и их исполнении.

Тем не менее, как подчеркивает Сергей Кирюшин, «мы еще в самом начале пути перехода к сервис-ориентированной архитектуре построения ИТ-систем компании и организации их взаимодействия. Переход к СОА для "Аэрофлота" — это долгосрочный стратегический проект, который мы последовательно будем реализовывать, осуществляя поэтапный перевод приложений в эту архитектуру, постепенно осваивая новые инструменты, наращивая аппаратные ресурсы, осуществляя обучение персонала».