Центр обработки данных обеспечивает непрерывность бизнес-процессов и повышает коэффициент доступности

BCC вошла в пятерку лидеров в предоставлении ИТ-услуг (Рейтинг РА «Эксперт» — «Российские ИКТ, 2010»)

TelecomTV — универсальная масштабируемая платформа предоставления мультимедийных услуг

Тенденции развития ИТ на предприятиях энергетики (REM)

Источник информации: http://remmag.ru/admin/upload_data/01-08/BCC.pdf

Реформирование российской энергетики требует от предприятий отрасли перехода к новым бизнес-моделям. Эффективность решения этой задачи существенно зависит от применения новых ИТ-решений, которые должны быть адекватны условиям деятельности предприятий в постреформенный период.

Благодаря реструктуризации РАО «ЕЭС России» сформирован целый ряд новых энергокомпаний — генерирующих, сетевых, сбытовых, управляющих, которые по функциям и условиям деятельности существенно отличаются от дореформенных. Например, согласно законодательству, сбытовые компании должны сейчас переходить к активному методу начисления и выставлению счетов потребителям. Такого рода новых ситуаций у сбытовых предприятий более чем достаточно и, как правило, имеющиеся ИТ-решения не способны их разрешить.

Примерно такая же картина наблюдается и среди генерирующих и сетевых компаний. В условиях конкуренции для энергокомпаний эффективность используемых ими ИТ-решений приобретает такую же важность, как и состояние основных фондов, ибо предприятия с приличным состоянием основных фондов без адекватных ИТ-решений не могут реализовать свои конкурентные преимущества. Какой должна быть оптимальная стратегия развития ИТ на предприятиях энергетики в настоящее время? Какие тенденции развития в этой области наиболее важны?

Исторически предприятия энергетического комплекса развивали ИТ-системы в основном собственными силами. И после изменения условий их деятельности вследствие реформы информационная инфраструктура многих предприятий — это клубок из множества морально устаревших систем. Очевидно, что в настоящее время этот традиционный путь опоры на собственные силы неэффективен.

Основным способом развития ИТ энергетической отрасли России становится использование систем, разработанных российскими и иностранными софтверными компаниями, которые специализируются на работе для энергетики, оперативно реагируя на изменения законодательства и других условий деятельности предприятий.

Рынок ИТ-решений для предприятий энергетики в настоящее время бурно развивается. Помимо систем, разработанных российскими ИТ-компаниями, на нем появляются и системы зарубежных компаний из стран, которые уже достаточно давно провели реформы своей энергетики на основе либерализации энергорынка. С ориентацией на опыт этих стран проводится реформа и российской энергетики, поэтому иностранные ИТ-системы заслуживают внимания, поскольку разработаны в расчете на те условия, в которых российские энергокомпании либо уже работают, либо вскоре будут работать!

Развивая ИТ на предприятии, можно делать ставку либо на специализированные, либо, что предпочтительнее, преимущественно на интегрированные системы, прежде всего класса ERP и биллинговые, дополняя их специализированными решениями. Но даже в последнем случае интеграция всех взаимодействующих систем из-за множества интерфейсов, различных форматов данных и т. д. становится острой проблемой.

Кроме того, новые энергокомпании — генерирующие, сетевые, сбытовые — должны активно взаимодействовать между собой, с органами власти, с предприятиями ЖКХ, то есть добавляется проблема интеграции внутренних информационных систем предприятий с внешними системами.

Таким образом, решение проблем интеграции становится обязательным, постоянным аспектом развития ИТ на предприятиях энергетики.

Интеграция и SOA

Какие же интеграционные стандарты, технологии и продукты наиболее перспективны в этом случае?

В середине 90-х годов прошлого века аналитическая компания Gartner опубликовала исследование, в котором впервые была представлена концепция сервисно-ориентированной архитектуры — SOA (Service-Oriented Architecture) для ИТ-инфраструктуры организаций. Спустя несколько лет эта концепция получила признание на Западе и даже стала модной, пережила преждевременный бум и последующее падение популярности. Но в 2007 году обозначился новый рост интереса к SOA (которая избавилась от «сыроватости»), определился набор общепринятых стандартов и технологий для ее реализации, на их основе появились и зрелые интеграционные продукты, прежде всего класса ESB (Enterprise Service Bus, интеграционная сервисная шина). А опыт первых интеграционных проектов на базе SOA позволил реально оценить потенциал этой концепции. Как отмечает Руслан Демидов, заместитель генерального директора компании BCC-Москва, «SOA предоставляет новые степени свободы для реализации ИТ-системой новых требований бизнеса, дает возможность сосредотачивать усилия не на интеграции данных и приложений, а на построении эффективных бизнес-процессов на базе независимых сервисов, позволяет видеть и оценивать показатели качества работы сервисов и бизнес-процессов в целом.» Выделение независимых сервисов (на основе функциональности прикладных систем) обеспечивает возможность их неоднократного использования как во внутренних, так и во внешних информационных системах, тем самым освобождая от необходимости разработки и сопровождения дублирующих приложений. Кроме того, выделение сервисов создает условия для передачи их на аутсорсинг. SOA и продукты, реализующие эту концепцию, уже доказали свою эффективность в ряде крупных российских предприятий различных отраслей. Одним из первых в России к развитию своей ИТ-инфраструктуры согласно концепции SOA приступил КБ «Ренессанс Кредит» и добился весомых результатов. На основе интеграционных продуктов IBM было интегрировано семь приложений: система обработки кредитных заявок, скоринговая система, система взаимодействия с бюро кредитных историй, система противодействия мошенничеству, система управления кредитами, система управления пластиковыми картами, российская АБС (функции учета и отчетности). Внедрение этих решений позволило банку существенно повысить эффективность бизнес-процессов и ускорить вывод на рынок новых банковских продуктов и услуг.

Один из наиболее масштабных проектов внедрения SOA в России осуществляется в настоящее время в компании «Аэрофлот?. Проект предусматривает подключение к базовой системе центра управления полетами через интеграционную шину большого количества приложений (системы технического обслуживания и ремонта самолетов, системы бронирования и продажи билетов, системы управления экипажами и т. д.). Кроме того, ряд других работающих в компании приложений переводится на сервис-ориентированную архитектуру. В общей сложности к интеграционной сервисной шине будет подключено еще около десятка приложений.

В декабре 2007 года компания AmberPoint провела опрос 330-ти ИТ-профессионалов, которые ранее проявили интерес к тематике SOA и поэтому попали в базу данных компании, чтобы оценить зрелость реализации SOA в организациях, в которых работают респонденты данного опроса. Вот его основные результаты:

  1. Большинство организаций оценили как успешные развертывания своих SOA-систем, при этом 38 % как полностью успешные и 60 % как частично (большинство целей достигнуто). Только 1,5 % организаций охарактеризовали свои проекты как неуспешные.
  2. 20 % развернутых приложений обслуживают одно подразделение, но более 25 % доступны и для внешних пользователей — клиентов и партнеров.
  3. Выявилась большая разнородность SOA-систем и SOA-платформ. SOA — это не только webсервисы! SOA-системы состоят из разнородных приложений, которые обычно выполняются на ряде платформ и часто включают прикладные компоненты «non-SOA» (разработанные на основе стандартов, которые не относят к SOA), например, для мэйнфреймов, а также средства обмена сообщениями и приложения, использующие не SOAP, а другие протоколы. Почти у 70 % респондентов в SOA-системы включены тиражируемые приложения, такие как SAP, около 60 % используют средства обмена сообщениями, такие как MQ или RMI (не на базе SOAP). Почти половина опрошенных включила приложения со своих мэйнфреймов в SOA-системы. Всего же более 90 % переданных в эксплуатацию SOA-систем содержат компоненты «non-SOA», кроме того, большинство SOA-сред включают платформы — серверы приложений, интеграционные сервисные шины (ESB) и т. д. — от разных поставщиков. 38 % респондентов используют три или более платформ.
  4. SOA-системы неплохо масштабируемы. Даже сверхбольшие системы, состоящие из сотен прикладных компонент, оценены как успешные.

Тимур Мухаметгалеев, директор по развитию бизнеса — заместитель руководителя Центра интеграции приложений компании BCC , отмечает: «Наши проекты в "Аэрофлоте" и у других заказчиков пока не столь масштабны, как американские, мы интегрируем десятки, а не сотни прикладных компонент. Но для них также характерна большая разнородность приложений, включая "non-SOA". Но мы используем только одну SOA-платформу — от компании IBM, и пока не видим необходимости в других».

Удачная реализация первых российских проектов на базе SOA дает все основания полагать, что данная концепция будет успешно применяться и на предприятиях энергетики.

ЦОД и универсальный доступ

Требования к бесперебойности и надежности «железа» — ПК и серверов, сетевой инфраструктуры, систем хранения данных — в настоящее время резко возрастают. Например, современные биллинговые системы для ЖКХ и энергетики качественно отличаются от биллинговых систем дореформенного периода своей ориентацией на поддержку сервис- и клиент-ориентированной схем ведения бизнеса. Технологически это выражается в значительном увеличении собираемой, передаваемой и обрабатываемой информации в сравнении с дореформенным периодом. Причем вся работа с информацией должна происходить быстро и бесперебойно, ее хранение должно быть защищенным от угрозы каких-либо сбоев. Аналогичная картина с увеличением объемов информации и требованиями к быстроте и бесперебойности ее обработки и надежности хранения возникает с применением ERP- и других информационных систем. Отсюда и резкое возрастание требований к аппаратной части ИТ-решений. На первое место среди этих требований можно поставить требование высокой надежности, ведь чем полнее автоматизирован спектр производственных и бизнес-процессов предприятия энергетики с применением биллинговой, ERP- и других информационных систем, тем тяжелее для него последствия выхода их из строя.

В этой связи появилось даже новое требование обеспечения непрерывности бизнеса, что применительно к ИТ-инфраструктуре вызвало к жизни концепцию центров обработки данных (ЦОД).

Концепция ЦОД определяет такую методологию создания, технического обслуживания и модернизации ИТ-инфраструктуры, которая обеспечивает минимизацию рисков при их эксплуатации. Эта концепция хорошо подходит и для создания централизованных ИТ-инфраструктур территориально распределенных компаний холдингового типа, для сотрудников которых нужно обеспечить универсальный и экономичный доступ к различным базам данных и приложениям. В рамках концепции ЦОД проблема универсального доступа к различным централизованным информационным ресурсам компании решается на основе применения технологии «тонкого клиента» — персональных компьютеров и/или значительно более дешевых в эксплуатации терминальных устройств, на которые не нужно устанавливать ресурсоемкую «клиентскую» часть приложения, достаточно обычного web-браузера. Это резко снижает технические требования к терминальным устройствам и сокращает объем передаваемых данных между пользователем и приложением.

Современные предприятия энергетики действуют в очень динамичной конкурентной среде. Кроме того, многие внутренние и внешние (включающие взаимодействие с партнерами и потребителями) бизнес-процессы новых энергокомпаний еще не сформированы в полной мере. Поэтому от ИТ, поддерживающих эти бизнес-процессы, необходима гибкость, быстрая адаптация под происходящие изменения. Кроме того, предприятия отрасли, решая свои задачи как коммерческие организации, должны обеспечивать гарантированное энергоснабжение потребителей — а это вся экономика России, все ее население. Отсюда другая важнейшая задача для ИТ-служб энергетических компаний — поддержка надежной и безотказной работы всех подразделений, включая и саму ИТ-инфраструктуру предприятия. В данной статье были кратко представлены подходы к решению этих двух важнейших задач информационного обеспечения предприятий энергетики.

Алексей Резниченко,
аналитик департамента маркетинга, компания BCC