BCC вошла в пятерку лидеров в предоставлении ИТ-услуг (Рейтинг РА «Эксперт» — «Российские ИКТ, 2010»)

Проекты «под ключ» — это специализация ВСС на рынке инжиниринговых и общестроительных работ

Центр обработки данных обеспечивает непрерывность бизнес-процессов и повышает коэффициент доступности

Антикризисная ИТ-стратегия: год спустя (iBusiness)

Источник информации: http://www.ibusiness.ru/readitorial/471666/

Что можно сказать об антикризисных ИТ-стратегиях сейчас, когда уже прошел уже год с начала мирового экономического кризиса?

За это время ИТ-подразделения многих предприятий, отложив планирование и системный подход до лучших времен, перешли к стратегии, которую можно определить как консервативную. Характерные черты подобной стратегии: поддержка ИТ-подразделениями существующих систем (для многих отделов автоматизации это стало единственным направлением деятельности), развитие не отмененных и не отложенных ИТ-проектов (часто в сокращенном варианте), а также — участие в решении новых проблем предприятия, обусловленных кризисом. В последнем случае задача носит тактический и неполный характер, так как надо реагировать быстро и с небольшими затратами.

Учитывая значительные сокращения ИТ-бюджетов, неопределенность в развитии предприятий и, следовательно, их ИТ-систем, легко можно понять причины, вызвавшие в конце прошлого — начале нынешнего года переход к такой стратегии. Но прошел уже год работы в таких условиях. И, хотя кризис продолжается, степень неопределенности в оценках развития предприятий отчасти снизилась. А значит, теперь всем пора переходить к более системной, проактивной ИТ-стратегии.

ИТ-стратегия в существенной мере определяется общей стратегией предприятия. Стратегия эта на многих предприятиях до сох пор остается выжидательной. Но все больше компаний и предприятий переходит к более активной стратегии, пытаясь использовать возможности, которые открывает кризис для развития и подготовки к посткризисному периоду.

Для успешной реализации такой стратегии нужно определиться с ее этапами и необходимыми инструментами, включая ИТ. В части информационных технологий для этого необходим диалог между руководством ИТ-подразделения с топ-менеджерами предприятия, а прежде всего — с инициаторами изменений, которые могут стать «спонсорами» ИТ-проектов, поддерживающих эти изменения.

И для предприятия, и для его ИТ-подразделения очень важно, чтобы при этом были предложены ИТ-решения, оптимальные «здесь и сейчас», а также в ближайшем будущем — с учетом реальных возможностей и ограничений предприятия. В итоге многие заказчики ИТ (с учетом упомянутых ограничений) делают, например, вывод о том, что решения «1С» зачастую оказывается куда более оптимальным выбором, чем ERP от SAP.

Ничего удивительного. Расходы на ИТ часто воспринимаются как сугубо затратные отчасти потому, что ИТ-подразделения в условиях роста экономики предлагали модные и раскрученные ИТ-решения, которые, однако, либо не соответствовали потребностям предприятия, либо просто были преждевременными. Вот и один из уроков кризиса: ИТ-подразделение должно лучше понимать потребности своего предприятия, а руководители предприятия и инициаторы изменений должны сформулировать (пусть и в самом общем виде — возможно, с помощью консультантов) требования к ИТ в решении проблем бизнеса. Очевидно, от руководителей предприятия нельзя требовать в отношении к ИТ большего. У них, в конце концов, хватает своих проблем. А вот для того, чтобы эти общие требования превратились в конкретные и эффективные для предприятия ИТ-решения, необходима активная, творческая позиция ИТ-подразделения и консультантов.

ИТ-стратегия существенно, но не полностью, определяется общей стратегией предприятия и в значительной степени формируется внутри ИТ-подразделения. Многие предприятия в части ИТ в 90-е годы прошли период «лоскутной автоматизации», а затем, в «тучные годы», пришли к систематическому развитию ИТ, для которого был характерен переход к интегрированным, централизованным системам. Сейчас, похоже, многие предприятия вынуждены частично вернуться к «лоскутной автоматизации». Но важно сохранить при этом системный подход! В этом смысле мне нравится выказывание Андрея Морозевича, директора департамента системной интеграции ВСС: «Не существует универсальных, эффективных для всех ИТ-решений — все зависит от конкретной ситуации и приоритетов. Но системный подход, позволяющий не потерять "леса за деревьями", не упустить общую цель за набором частностей, может и должен быть универсальным ключом, залогом эффективности деятельности и корпоративных ИТ-служб, и компаний — системных интеграторов».

Универсальных ИТ-решений нет. Но по результатам обсуждения темы «ИТ в условиях кризиса» в российской и мировой прессе, включая анализ завершенных в этом году проектов, можно выделить технологии, которые ИТ-подразделениям надо иметь в виду, чтобы в нужный момент предложить оптимальное решение на их основе. Это, прежде всего, технологии интеграции и анализа (BI — Business Intelligence), приобретающие все более важное значение для предприятий и вот почему.

Высокий уровень неопределенности и нестабильность условий деятельности предприятий резко сужают возможности планирования. Для принятия эффективных управленческих решений необходимы максимально полные (насколько это возможно!) данные, которые следует оперативно собрать и проанализировать в аналитических приложениях. Кроме того, во многих организациях в результате работы транзакционных систем уже накоплены большие объемы «сырых» исторических данных, которые, наряду с данными оперативными, можно использовать для анализа. В том числе — для прогнозирования. Но для этого все эти данные, оперативные и исторические, должны быть интегрированы!

Наряду с технологиями интеграции и анализа следует отметить решения класса АСУ ТП и MES, значение которых для предприятий будет возрастать. В настоящее время прибыль от основной деятельности (а не рост капитализации и внешние заимствования!) становится главным источником дохода собственников и средств для развития предприятия.

Здесь необходимо выделить два важных аспекта. С одной стороны повышение эффективности основной деятельности за счет роста производительности труда требует внедрения АСУ ТП, MES и других средств промышленной автоматизации (это особенно важно для промышленных предприятий, если учитывать известные демографические проблемы). С другой стороны, необходимо повышать качество управления, для чего требуется структурировать информационные потоки на базе средств ИТ, то есть АСУ ТП, MES и ERP в случае промышленных предприятий.

В отсутствие таких потоков оперативной информации руководство предприятия не может адекватно реагировать, например, на снижение спроса, оперативно принимать решения по сокращению именно тех издержек, которые действительно можно сократить без ущерба для основной деятельности и качества производимой продукции/услуг. Реализация таких потоков возможна только при интеграции всех задействованных систем уровней АСУ ТП, MES и ERP.

Алексей Резниченко
аналитик департамента компании BCC