TelecomTV — универсальная масштабируемая платформа предоставления мультимедийных услуг

Проекты «под ключ» — это специализация ВСС на рынке инжиниринговых и общестроительных работ

Виртуализация приложений — новый уровень реализации терминального доступа к корпоративным приложениям и данным

Руслан Демидов: Достоверность информации становится принципиальным фактором успеха (CNews)

Источник информации: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2009/10/28/367562

Текущая экономическая ситуация, безусловно, накладывает свой отпечаток на стратегии компаний — из-за неопределенности организации не в состоянии планировать долгосрочное развитие и вынуждены оперативно реагировать на перемены и подстраиваться под них. В этих условиях большое значение для предприятий приобретает четкое и структурированное управление всей имеющейся у него информацией. Об особенностях и результативности такого подхода CNews рассказал Руслан Демидов, заместитель генерального директора компании ВСС.

CNews: Сейчас достаточно много говорят о так называемых «волшебных антикризисных ИТ-решениях», внедрение которых поможет компаниям преодолеть кризис. Одно из первых мест в этом «списке» занимает SOA. Как вы считаете, насколько это оправданно, и можно ли вообще говорить о существовании некой «антикризисной» технологии, которая «спасет» ИТ-рынок?

Руслан Демидов: Никакой отдельно взятой «волшебной антикризисной технологии» не существует. Любое успешное решение подразумевает комплекс организационных и технических мер, наличие четкого плана по их реализации и умение его выполнить.

В информационных системах глобально есть только две проблемы — недостоверность информации и ее несвоевременное поступление. В результате бизнес-процессы организации, страдающие от таких проблем, функционируют недостаточно эффективно или не работают вообще. Ведь люди основывали свои решения на неверной информации!

Конечно, полностью исключить эти проблемы нельзя. Тем не менее, можно поработать с факторами, влияющими на количество и качество этих проблем, тем самым уменьшив размеры бедствия до приемлемых величин.

Одним из ключевых факторов успешного решения этой задачи является формирование целостного отношения ко всем видам информации — по сути — к предметной области организации. Информация должна восприниматься как очень важный и ценный актив, которым нужно управлять, контролировать и учитывать его интересы при решении любых насущных задач. Мы видим свою миссию в том, чтобы в первую очередь помочь организации сформировать такое отношение, а уже затем дать инструменты, позволяющие работать с этим активом, в том числе и SOA.

Почему это так важно сейчас? Почему такой подход действительно, без преувеличений и натяжек, можно назвать антикризисным? Для ответа на этот вопрос попробуем понять, а что же такое кризис. Снижение объемов потребления в обществе, построенном на потреблении? Скорее наоборот, поскольку такой «кризис» снижает нагрузку на окружающую среду лучше, чем все инициативы в области экологии, вместе взятые, причем без особого ущерба для качества жизни потребителей. Очевидно, проблема в другом. Кризис — это слом устоявшегося тренда, состояние полной неопределенности даже в отношении ближайшего будущего. Поэтому долгосрочное планирование, не слишком эффективное и в спокойные годы, сейчас невозможно в принципе. Необходимо переходить к сквозному управлению предприятием фактически в режиме реального времени. А это, в свою очередь, предъявляет принципиально иные требования к качеству управленческой информации.

CNews: Каким образом можно эффективно управлять таким количеством разрозненной, неструктурированной и динамической информации?

Руслан Демидов: Безусловно, управлять этим активом в таком состоянии попросту невозможно. Поэтому создается надстройка, в которую шаг за шагом, система за системой должна быть внесена предметная область предприятия. Помимо этого, необходимо разработать, утвердить и принять всеми подразделениями к исполнению новые единые правила добавления, изменения или удаления информации. Следует закрепить ответственные за ведение каждого типа информации подразделения и определить потребителей, изменение перечня которых также происходит по определенным правилам. ВСС предлагает технологическую платформу для реализации такой надстройки в виде интеграционной шины и ядра, построенных с применением самых современных и производительных на сегодняшний день инструментов.

CNews: На первый взгляд, эти изменения сопоставимы с внедрением ERP-системы, при том что результаты, мягко говоря, не так очевидны?

Руслан Демидов: Сопоставление с внедрением ERP очень интересно! Дело в том, при внедрении ERP-системы компании неизбежно сталкиваются с необходимостью упорядочивания предметной области. Однако это осуществляется в интересах другого проекта, и зачастую острые проблемы неправильно спроектированных информационных потоков не устраняются, а лишь маскируются под давлением срока запуска ERP. Как итог — не очень оптимистичная статистика внедрений и недовольство заказчика в процессе эксплуатации. Мы считаем, что эти задачи следует решать раздельно. Так, например, в BCC разработана методика, позволяющая бескровно изменять логику информационных потоков, подобно пересадке органов в медицине. Каждой операции предшествует тщательная подготовка, тестирование вплоть до укладывания в требуемый временной норматив. Правда, в отличие от медицины, у нас сохраняется возможность возврата работающей системы в исходное состояние. Как результат — мы не трогаем пользователей систем, а значит, большинство проблем внедрения сведены на нет, а нервные клетки тратит только ИТ-подразделение заказчика и мы.

Сложнее с очевидностью результатов выделения предметной области в отдельно управляемый актив. Тем не менее, мы работаем над этим, поскольку очень важно донести понимание до бизнеса.

CNews: В чем, по-вашему, заключаются результаты такой работы? Лишь в снижении риска неуспешного внедрения ERP?

Руслан Демидов: Конечно, не только снижение риска внедрения. У нас есть наработанные решения, позволяющие добиться существенных улучшений даже там, где ERP уже внедрена без отдельного проекта по выделению предметной области. Например, мы первыми в России осуществили проект по стабилизации роста промышленной базы данных SAP за счет применения специализированного решения по архивации и выносу неструктурированных данных. В результате рост базы, угрожавший производительности системы, остановлен, а эффективность обработки повышена, т. к. все «лишние» данные убраны в специальный архив.

Но основной результат все-таки заключается в прямом доступе ко всей информации организации тех людей, которые способны придумывать, как извлечь из нее прибыль или конкурентные преимущества. Ведь в организации так много интересной информации, которая лежит в специализированных технологических системах, и о ее наличии может не подозревать никто, кроме технического персонала, использующего ее по прямому и достаточно узкому назначению.

Вот, например, в любом аэропорту есть технологическая информация о времени посадки самолета. Она абсолютно достоверна, т. к. используется внутренними службами для подачи трапа, обеспечения высадки пассажиров, реализации всего комплекса мероприятий наземного обслуживания. В то же время, на подъездах к аэропорту всегда стоят машины, ожидающие прилета того или иного рейса, поскольку информация в интернете далеко не всегда актуальна. Имея эту информацию в интеграционной шине, не составит никакого труда организовать 100% надежный сервис для встречающих, который, скажем, при отправке SMS на определенный номер с интересующим рейсом уведомляет абонента о факте приземления. Наши аналитики находят десятки подобных применений для редко использующейся информации. Тем не менее, мы не можем знать бизнес клиента лучше его самого, и главное для нас — дать заказчику возможность работы на этом уровне.

Помимо всего прочего, наше решение обеспечивает возможность тотального контроля в «онлайне» со стороны менеджмента компании за любым параметром деятельности предприятия или организации. Это уже не уровень, когда данные как-то собираются в эксель-табличку, «причесываются» и в несколько этапов попадают «наверх». Значение любого параметра предприятия, присутствующее в надстройке, соответствует его значению в данный момент времени. Можно быть уверенным, что решения опираются на достоверную и полную информацию.

CNews: Насколько необходимо интегратору знать бизнес заказчика, и в каких отраслях такое знание присутствует?

Руслан Демидов: С одной стороны, решения, которые мы разрабатываем и внедряем, сами по себе достаточно универсальны и мало зависят от отраслевой специфики деятельности клиента. С другой — трудно переоценить внутреннее понимание того, как устроена бизнес-логика заказчика. Это позволяет добиваться результатов, которые понятны и значимы для бизнеса. Поэтому мы стремимся наращивать штат собственных бизнес-аналитиков с экспертизой в отраслях, в которых мы работаем или считаем перспективными и интересными с точки зрения выхода. Среди них в первую очередь можно назвать транспорт, розницу и энергетику. Очень интересно было бы поработать с нашим инструментарием в интересах государственного и муниципального управления. С одной стороны, это очень непростая задача, с другой — с помощью наших решений, уверен, можно добиться весьма позитивных результатов в этой сфере.

CNews: Повлиял ли кризис на ваши проекты и планы развития?

Руслан Демидов: Нет, ведь кризис уже закончился! Или не начинался? Мне кажется, на описание состояния, в котором мы все сейчас находимся, и причинно-следственной связи попадания в него уйдут многие годы уже после того, как кризис будет пройден. Тем не менее, большинство компаний уже сейчас должно решить, как вести себя в этой ситуации. Одни — для того, чтобы просто дожить до «светлого завтра», а другие — чтобы стать для этого «светлого завтра» локомотивом. Как я уже говорил, основной неприятностью, которую несет в себе кризис, является неопределенность с ближайшим будущим и, как следствие, низкая достоверность планирования. Без планирования трудно надеяться на успех и оценивать достигнутые результаты. Организациям приходится рассматривать несколько сценариев развития, (как минимум — «оптимистичный», «нейтральный» и «пессимистичный» варианты) и увеличивать количество «контрольных точек» (в которых можно внести важные изменения новыми управленческими решениями). Это в разы повышает нагрузку на информационные системы, но вместе с тем возрастает и количество ошибок, и цена неверных управленческих решений. Своими наработками мы не гарантируем организациям успешное преодоление кризиса. Но мы готовы предложить решение, которое гарантирует интерактивное снабжение руководства организации достоверной информацией. Проблемы с этим есть практически у всех. Тот, кто увидел их важность, становится нашим потенциальным заказчиком.

В наших планах усиление отраслевой экспертизы и работа над элементами решения, сокращающими общий срок реализации интеграционного проекта.

CNews: Какими «средствами для управления информацией» пользуетесь вы лично?

Руслан Демидов: Используемые мной лично средства управления информацией мало отличаются от используемых большинством людей. Почта, интернет, интегрированные в портал корпоративные информационные системы. У нас ведь основная идея не в том, чтобы поменять или перестроить существующую логику работы, а чтобы гарантировать доверие к используемой информации. Этого можно добиться, только перейдя к централизованному управлению информацией в организации. Тогда руководитель может быть уверен, что интересующий его показатель получен не путем деления высоты здания на количество припаркованных вокруг автомобилей. У нас для этих целей используются интеграционные платформы IBM, MS, Oracle. Может быть, немножко больше чем нужно — но мы ведь их используем не только как потребитель, но и как интегратор.

CNews: Что значит для вас кризис?

Руслан Демидов: Отсутствие альтернатив. Пока есть пространство для принятия решения — кризис не наступает. Поэтому, для того, чтобы кризис не наступил никогда, необходимо и достаточно поддерживать вокруг себя достаточное количество вариантов ходов и бороться за инициативу.

Марина Мякишева / CNews