Виртуализация приложений — новый уровень реализации терминального доступа к корпоративным приложениям и данным

BCC вошла в пятерку лидеров в предоставлении ИТ-услуг (Рейтинг РА «Эксперт» — «Российские ИКТ, 2010»)

Центр обработки данных обеспечивает непрерывность бизнес-процессов и повышает коэффициент доступности

Серверный парк: готовимся к восстановлению экономики (Connect! Мир связи)

Хорошие показатели ликвидности российских финансовых организаций, возобновление кредитования корпоративных и розничных клиентов, повышение внутреннего спроса, в том числе на промышленную продукцию, — все это вкупе с умеренно позитивным внешним фоном указывает на тенденции постепенного восстановления отечественной экономики. За полтора года, прошедшие с начала кризиса, многие предприятия прошли через ликвидацию и слияния юридических лиц, сокращение персонала, изменение продуктовых линеек и структуры спроса. ИТ-бюджеты предприятий, кардинально урезанные после 2008 г., не позволяли CIO отвлечься в это время ни на какие иные задачи, кроме мероприятий по поддержанию работоспособности ИТ-инфраструктуры и снижению стоимости ее владения.

Сегодня, с появлением тенденции восстановления экономики, перед CIO встает задача подготовки ИТ-инфраструктуры к периоду роста в условиях по-прежнему достаточно ограниченных бюджетов. Особенно актуальна эта тема для территориально распределенных организаций, где в результате слияний и ликвидаций различных подразделений и дочерних бизнес-структур ИТ-инфраструктура имеет такие характерные черты, как повсеместный дисбаланс серверной загрузки, плохая управляемость, «зоопарк» брендов и значительный процент устаревающих серверов, выходящих за пределы срока службы и потому являющихся источниками регулярных отказов.

Консолидируй и виртуализируй

Чтобы держать под контролем такое большое серверное хозяйство и обеспечить гибкую поддержку бизнес-процессов предприятия на этапе роста, CIO нужно действовать решительными методами, сходными с действиями полководца, — консолидировать серверы и виртуализовать их ресурсы, обеспечить мониторинг ИТ-инфраструктуры, защитить ее от информационных угроз и качественно обслужить. Ревизия и консолидация серверных ресурсов — первый шаг от посткризисного хаоса к образцовому порядку. Инвентаризация аппаратных средств, разбросанных по филиалам и площадкам, помогает осознать картину в целом, что в совокупности с каталогизацией учета оборудования позволит прогнозировать планомерное выбытие и замену серверов на протяжении ближайших лет.

Дисбаланс серверной загрузки — типичное явление для унаследованной ИТ-инфраструктуры. Как бы точно изначально ни была рассчитана нагрузка на серверы, длительная эксплуатация вносит свои коррективы. С течением времени обновляются операционные системы и ПО middleware, устанавливаются новые корпоративные приложения, меняется число клиентских рабочих мест и т. п. Это неизбежно порождает дисбаланс нагрузки. Серверы становятся либо недозагружены (ценные ресурсы простаивают), либо перегружены (что влечет за собой угрозу стабильной работе и риск для бизнес-процессов).

При виртуализации серверов данная проблема снимается: оптимальное перераспределение нагрузки осуществляется гораздо проще. Это, в свою очередь, означает, что потребность в серверных мощностях снижается, необходимость заменять серверы, приближающиеся к концу срока службы, снимается, а модернизация оборудования обходится гораздо дешевле. Более того, в условиях, когда каждое новое корпоративное приложение желает быть инсталлированным на выделенном сервере, виртуализация позволяет обходиться без покупки новых физических серверов, что обеспечивает значительную экономию для напряженных ИТ-бюджетов предприятий.

Операционные затраты можно еще более сократить за счет централизованного управления доставкой приложений, например, средствами программных продуктов Citrix. Аварийное восстановление тоже упрощается и требует меньших ресурсов: использование виртуальных машин в качестве тестовых серверов позволяет сократить затраты на содержание тестового полигона.

С выходом ПО VMWare vSphere 4 технологии «облачных» вычислений теперь включают в себя возможности по консолидации серверов в виде «облака» виртуальных машин. При этом конкретная «физическая начинка» «облака» становится не столь важна. Другими словами, серверы разных брендов и разных марок, с разной производительностью объединяются в «облака» виртуальных машин. Эти «облака» могут соответствовать конкретным физическим площадкам (сайтам), где расположены данные серверы, или даже включать в себя серверы, находящиеся удаленно друг от друга. В результате ИТ-администратор управляет одним или несколькими отказоустойчивыми «облаками» виртуальных машин. При отказе одного «облака» нагрузка в виде корпоративных приложений автоматически переносится на доступные ресурсы других «облаков» в WAN-сети предприятия.

Разумеется, в отличие от красивой теории, на практике у ИТ-администраторов будет немало моментов, где придется приложить свои руки и знания. А именно, исключить из планируемого «облака» серверы, либо выполняющие особые функции, либо неподходящие для виртуализации вследствие своей полной изношенности и низкой производительности. Для успешной работы «облака» потребуются и хорошая сетевая инфраструктура уровня Gigabit Ethernet, включая систему (-ы) хранения данных SAN с резервированными контроллерами, и резервированные гигабитные свичи, объединяющие серверы и сеть (-и) SAN предприятия. Приложения, требующие прямого доступа к оборудованию, не будут работать на виртуальных серверах, их следует оставить на физических серверах. Особо критичные и ресурсоемкие приложения также рекомендуется оставлять на выделенных физических серверах.

Иначе говоря, «облако» виртуальных машин легко создать на современной ИТ-инфраструктуре, но если ее нет, то инфраструктуру под задачу «облачной» виртуализации надо создавать либо путем переноса и консолидации имеющегося современного оборудования, либо закупкой компонентов для модернизации тех серверов, где это экономически все еще целесообразно. И такую работу надо выполнить тщательно и вдумчиво — от того, что в одно помещение принести старые серверы со всех уголков предприятия, толка не будет.

Альтернативным методом радикальной модернизации собственного серверного оборудования является аренда «облака» у стороннего провайдера. К слову, это необязательно делать в масштабах всего холдинга. Для территориально распределенного предприятия аренда «облака» может быть реализована отдельно в тех регионах, где собственная ИТ-инфраструктура наиболее изношена. В этом случае вся вычислительная логика в виде виртуальных машин переносится в «облако», арендуемое у коммерческого провайдера. На эту компанию в данном случае помимо предоставления отказоустойчивых каналов связи ложится ответственность за отказоустойчивость и целостность содержимого «облака», а предприятие-арендатор платит за «облако» согласно выбранному тарифному плану.

Разумеется, аренда и собственное локальное «облако» могут успешно дополнять друг друга. Особенно актуален такой подход для случаев, когда нагрузка на вычислительную среду не является постоянной. К примеру, российским ИТ-специалистам хорошо знакомо понятие отчетного периода, когда все бухгалтерские системы организации работают на пике производительности. Аренда «облака» в этом случае позволит успешно решить задачу доступности вычислительных ресурсов, если мощности собственных серверов оказывается недостаточно. После того, как арендованное «облако» включено в логическую виртуальную инфраструктуру предприятия, виртуальные машины могут автоматически выбрать пространство, в котором они будут работать и, при недостатке ресурсов в локальном «облаке», могут мигрировать в арендованное «облако». Закончив ресурсоемкую работу, виртуальные машины возвращаются обратно в локальное «облако», а предприятие оплачивает провайдеру часы использования арендованных ресурсов.

Система мониторинга, резервирования и восстановления данных

В дополнение к консолидации и виртуализации серверного парка неотъемлемым элементом территориально распределенной инфраструктуры с большим количеством серверов является построение оптимальной системы мониторинга, резервирования и восстановления данных. Уровень готовности информационных систем в целом во многом зависит от используемых средств управления ИТ-инфраструктурой. Ведь до сих пор далеко не во всех организациях используются интегрированные системы управления и мониторинга. Многие по-прежнему пытаются решать эти задачи с помощью набора из множества частных инструментов — консолей, анализаторов и т. п., скачанных из Интернета или входящих в состав стандартного серверного ПО. При этом время системных администраторов расходуется крайне нерационально — ведь на каждую ситуацию, связанную со сбоем, приходится подбирать и задействовать свой набор ПО.

Назначение универсальной системы — обеспечить качественное и бесперебойное функционирование всех компонентов информационной инфраструктуры территориально распределенного предприятия (включая ПК на рабочих местах), а также выработку и принятие необходимых решений по поддержке и развитию ИТ-систем. Важно абстрагироваться от уровня мониторинга конкретных платформ (Windows, Linux, UNIX), аппаратной архитектуры (x86, RISC), приложений и сетевой инфраструктуры, от «точечных» средств мониторинга и перейти к универсальному, глобальному уровню управления (уровню предприятия), который можно было бы назвать «ЦУП» по аналогии с космонавтикой. Ведь далеко не всегда, как пример, отклик от приложений задерживается именно по вине серверов, здесь причины могут быть и в виде сбоев в сетевой инфраструктуре или каналообразующем сетевом оборудовании, и все это желательно наблюдать и сопоставлять одновременно, используя, в частности, средства аналитики.

На современном рынке преобладают системы мониторинга на основе решений IBM Tivoli или HP OpenView. Благодаря этим продуктам удается создать единую унифицированную информационную среду для управления информационными технологиями, анализа сетевой инфраструктуры для всех территориально распределенных сетей передачи данных. Таким образом, осуществляется контроль жизненно важного оборудования инфраструктуры — серверов, активного сетевого оборудования, постоянный мониторинг состояния, нагрузки сетевых узлов и каналов связи, сбор статистических данных о трафике, контроль пороговых значений параметров работы оборудования. В качестве примера собственного проекта авторы могут назвать внедрение IBM Tivoli в ОАО «Северсталь», где было охвачено более 20 площадок и около 100 серверов. Программно-аппаратный комплекс под управлением IBM Tivoli включал в себя центральный RISC-сервер, инфраструктуру обработки и хранения данных (ленточные библиотеки IBM 3582, дисковые системы хранения) и осуществлял мониторинг оптимальности работы серверов и приложений, а также резервирование данных серверов, СУБД Oracle в безостановочном (online) режиме.

Учитесь договариваться

Завершается создание гибкой и виртуализированной ИТ-инфраструктуры правильной организацией сервисного обслуживания. Чтобы оградить ИТ-службу от звания «вечно во всем виноватых», необходимо формализовать отношения между ИТ-службой и функциональными подразделениями компании, которые могут выступать как внутренние заказчики ИТ-услуг. Это можно сделать в виде соглашения о качестве предоставляемых услуг SLA (Service Level Agreement), т. е. документа, формулирующего права и обязанности двух или более сторон в виде договора.

Основное назначение SLA — определить уровень (качество) оказываемых услуг согласно взаимной договоренности. Для CIO иметь на руках SLA-соглашение так же важно, как и вообще заключать письменный контракт при любой деловой договоренности сторон, поскольку этот документ фиксирует достигнутую договоренность в том виде, в каком ее понимают все стороны. Основные компоненты SLA-соглашения таковы: сроки действия соглашения, описание обязательств сторон (включая описание приемлемых уровней производительности по оговоренным параметрам), описание предусмотренного соглашением использования приложений и услуг, описание процедуры контроля над исполнением соглашения, описание процедуры восстановления ИТ-систем в случае сбоев и процедуры решения спорных вопросов.

Вот теперь все готово для на дежной ИТ-поддержки бизнес-процессов крупного территориально распределенного предприятия в условиях увеличения нагрузки. Залогом успеха являются последовательность и настойчивость CIO и персонала ИТ-службы в реализации всех перечисленных этапов — инвентаризации оборудования, консолидации и виртуализации серверного парка и организации сервисной поддержки серверов и рабочих мест пользователей функциональных подразделений компании.

Сергей Березин, менеджер по маркетингу ИТ-решений, ВСС

Дмитрий Цирульников, менеджер по развитию бизнеса, ВСС