Проекты «под ключ» — это специализация ВСС на рынке инжиниринговых и общестроительных работ

Центр обработки данных обеспечивает непрерывность бизнес-процессов и повышает коэффициент доступности

Виртуализация приложений — новый уровень реализации терминального доступа к корпоративным приложениям и данным

У VAS большие перспективы (IP-News)

Источник информации: http://ip-news.ru/?cat=autor_news&key=423

24 февраля IP-News при поддержке Oracle Hardware и компании ВСС провел круглый стол на тему VAS-сервисов операторов сотовой связи. Представители «большой тройки», а также эксперты рынка обсудили перспективы рынка и определили наиболее перспективные направления развития дополнительных услуг.

«Голос» сел

По данным операторов сотовой связи, ежегодный прирост абонентской базы в среднем не превышает 5%. Показатели ARPU на сегодня также не слишком высоки — ежемесячно абонент тратит около 230 рублей на связь, но при этом, если динамика доходов от голосовых услуг отрицательная, то прибыль от дополнительных услуг с каждым годом растет. По данным AC&M-Consulting, доля VAS-услуг в структуре доходов сотового оператора составляет около 20%, а ARPU достигает 60 рублей. Более того, развитие неголосовых способов передачи информации, а также VoIP, также подавляет традиционный «голос».

Тем не менее, участники круглого стола уверены, что услуги передачи голоса не могут окончательно уйти, самое худшее, что может ожидать рынок — это стагнация.

Таким образом, актуальность внедрения и расширения линейки актуальных VAS-сервисов для операторов сотовой связи на сегодняшний день очевидна. Тем не менее, при достаточно благоприятных условиях для развития рынка дополнительных услуг, нельзя сказать, что проникновение VAS происходит взрывными темпами.

Так, по словам Ирины Кудеровой, менеджера проектов МТС, при достаточно внушительной базе абонентов, пользующихся смартфонами, только лишь 30% из них потребляют VAS-услуги. Участники мероприятия сошлись во мнении, что российская действительность зачастую живет вопреки всем законам рынка, поэтому у нас возможна такая ситуация, при которой потребитель, приобретая дорогой телефон (а это практически всегда смартфон), даже не собирается использовать различные возможности VAS.

VAS-«провалы» и их причины

Среди наиболее громких неудачных проектов можно, пожалуй, вспомнить i-Mode от МТС, который предоставлял сервис доступа к мобильному контенту через единый WAP-портал. Среди причин невостребованности услуги эксперты называют то, что рынок принципиально был не готов к потреблению мобильного контента. К слову, проект был запущен в 2001 году.

Однако наиболее вероятной версией является то, что для реализации сервиса необходимо было приобрести специальный телефон, который поддерживал весь необходимый для этого функционал. Тогда компания МТС не смогла в течение 6 месяцев успешно реализовать 30000 выпущенных аппаратов.

Также среди невостребованных сервисов участники назвали услугу дозванивания по номеру. В силу того, что предложение не получило широкого спроса на рынке, услуга была выведена из линейки VAS одного из оператора «большой тройки».

«Нужно двигаться поступательно. Если, скажем, в России простой мобильный Интернет еще не совсем идеально работает, то несвоевременно запускать "тяжелые" сервисы», — заметил Антон Нечаев, менеджер по управлению продуктами массового рынка Северо-Западного региона «Билайн».

«Запускать VAS нужно поступательно», — Антон Нечаев, «Билайн».

Подобных примеров можно привести массу, однако, стоит отметить, что большинство из таких VAS нельзя назвать «провальными» — причиной отсутствия спроса зачастую является несвоевременность вывода на рынок. Но это, безусловно, не освобождает операторов от ответственности за невостребованность целого ряда запускаемых услуг. «В течение всего периода развития VAS-рынка практически все дополнительные сервисы запускались спонтанно, без тщательного анализа спроса», — подчеркнула Наталья Костеневич, руководитель группы аналитиков компании «Беркут».

«Большинство VAS запускается спонтанно», — Наталья Костеневич, «Беркут».

Как заметил Михаил Новиков, генеральный директор ADMIN Ltd, на рынке всегда будут присутствовать три категории пользователей — абоненты, которые с большим трудом разбираются в новых технологиях (пожилые люди), технические энтузиасты, которые активно потребляют все ИТ-новинки, к ним относится и современная молодежь, и среднестатистический абонент, который начинает пользоваться новой услугой по истечению какого-то времени.

Так, последняя категория является самой многочисленной, соответственно, участники круглого стола пришли к выводу, что помимо учета готовности абонента к использованию того или иного сервиса, нужно также проводить и их обучение.

Вторым немаловажным фактором, тормозящим рынок, является интерфейс и уровень проработанности услуги. Зачастую абоненту просто непонятно, как пользоваться сервисом, а если он все-таки начинает работать, то недостаточно хорошо.

«Если сервис недостаточно проработан, то нет смысла его анонсировать», — Софья Виниченко, BCC.

Будущее VAS

Михаил Новиков уверен, что в России сформировалась очень благоприятная ситуация для развития рынка. «Это сложилось исторически. Изначально сотовые операторы были заинтересованы в расширении голосовых сервисов, соответственно, львиную долю допуслуг разрабатывали сторонние компании. Теперь же, когда игроки осознали весомость VAS в структуре своих доходов, они стали самостоятельно разрабатывать дополнительные сервисы. Таким образом, сейчас рынок не монополизирован, что благоприятно сказывается на предложении», — пояснил он.

«Рынок VAS не монополизирован», — Михаил Новиков, ADMIN Ltd.

В качестве перспективных направлений можно отметить услуги, основанные на геопозиционировании (реклама ближайших ресторанов, заправок и т. д.), о перспективах которых говорится уже достаточно давно, однако по каким-то причинам они так и не реализованы.

В целом, сервисы, основанные на идентификации местонахождения человека, могут быть крайне востребованы госслужбами, организациями по розыску людей. Хотя в этом случае проникновению услуги могут препятствовать ограничения, накладываемые законом о раскрытии персональных данных.

Другим перспективным направлением является NFC (Near Field Communication) — технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров (Википедия). Такие технологии представляют широкие возможности для различных форм оплаты через мобильный телефон и проч. сервисы.

К слову, по мнению участников мероприятия, вскоре мобильные телефоны отберут львиную долю услуг, реализуемые на сегодняшний день только через банки.

Также достаточно востребованной услугой станет «мобильная медицина», которая упростит процесс передачи информации между пациентом и лечащим врачом.

Если обратиться к конкретике, то в ближайшем будущем МТС совместно с ФК «Зенит» собирается запускать мобильное телевидение.

Дарья Тренина